К снабжению участников экспедиции всем необходимым подошли, можно без преувеличения сказать, прямо с отеческой заботой и щедростью, здесь тоже ни в чем недостатка и отказа даже и помину не было.
Провизии заготавливали на три года по числу 581 (офицеры и иностранцы в это число не входили, для них провизия была отдельно) порции, например, при отправлении в плавание Василия Михайловича Головнина на шлюпе «Диана» в 1807 г, провизии заготовили на полтора года, как видим, в данном случае брали с двойным запасом. Такие продукты, как мясо, масло и уксус планировали закупить в Англии. Большое внимание уделялось противоцинготным средствам, которые состояли из следующих продуктов: сныть (растение семейства зонтичных) сушеная, сушеная белая и серая (зелёные листы) капуста – 202 пуда (1 пуд – 16,38 кг), солёный щавель – 202 п., хрен сушеный – 20 п., лук и чеснок по 25 п., клюквенный сироп – 4 оксофта (1 оксофт – 286,4 литра), из них два с французской водкой, сахарная толча – 500 п., морошка архангельская – 600 п., крупитчатая мука – 818 п., толокно – 231 п., сбитень – 1170 ведер, двоенное через куб пиво – 888 вед., мороженое пиво – 245 вед., сахарная патока – 30 бочек.
В портах по пути следования в Копенгагене и Англии моряки могли купить на корабли сколько считали необходимым: масло деревянное, уксус рейнский, сыр, горчицу, сухой суп со специями, кислую капусту и пивную эссенцию. Иркутскому губернатору Генерал-поручику Ивану Варфоломеевичу Якоби было приказано заготовить в Камчатских портах «морскую провизию и некоторые такелажные вещи, потребные для отряжаемых ныне туда судов, так и на случай предбудущих плавателей». Как видно отправкой только экспедиции Муловского власть не собиралась ограничиваться, и это правильно, однако по непонятны причинам вплоть до 1803 г больше даже планировать не будут, странно всё-таки почему.
Вкусно, сытно и добротно, снаряжали в России первые морские экспедиции, это намного позднее начнёт развиваться воровство и злоупотребление интендантов, отвечающих за снабжение кораблей в дальние плавания.
На парусных кораблях мачты, стеньги, реи, бушприт, углетарь – это все стоячий такелаж, который может сломаться, поэтому на каждом корабле всегда имелся запасной комплект всего стоячего такелажа. В экспедицию Муловского на все корабли в дополнение к запасному комплекту выдали ещё один полный комплект, таким образом на выход из Кронштадта на каждом корабле экспедиции должно было находиться два запасных комплекта. Это просто отлично. На самом то деле, стоячий такелаж моряки могли изготовить в любом, даже диком месте, главное, чтобы росли более менее подходящие деревья, их срубали и моряки вытесывали из них нужные части такелажа, например, мачты, стеньги, реи и части корпуса кораблей. Так что два запасных комплекта, это супер предусмотрительность и прям таки отеческая забота (знать бы ещё кто о ком так хлопотал). На самом деле дополнительный комплект представляет значительные неудобства, так как для его размещения и хранения требуется место, за ним требуется уход, чтобы он не сгнил, а в шторм его может смыть волнами или повредить. Например, в 1822 гг, из Кронштадта в русские владения в Северной Америке, были отправлены фрегат «Крейсер» под командованием капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и шлюп «Ладога», которым командовал его родной старший брат, капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев. Андрей Петрович указывал в описании плавания, что провизии было взято на шлюп на восемнадцать месяцев по числу 83-х порций и что, «Сия провизия и вещи, составляющие главный груз, огромностию своих кип загромоздили трюм и тем лишили способа к помещению большего груза. Сверх обыкновенного запаса в рангоуте, я имел нижний рей (из двух частей) и полный руль, который разобрав и поместя на Шлюпе, обеспечил наше плавание в отдаленных и не столь еще известных морях, в коих и самые необходимые пособия долженствовали бы зависеть от народов диких.» Как видим, в данном случае провизии взяли только на 18 месяцев, а из рангоута, сверх запасного комплекта, только один нижний рей и руль.
На парусном корабле все канаты и снасти, применяемые на мачтах и для работы с парусами, называются бегучим такелажем. На все корабли экспедиции выдали по два комплекта сверх основного и запасного, парусов также по два комплекта сверх двух положенных, кроме того, для изготовления парусов выдали полотна на изготовление ещё двух комплектов, таким образом, на каждом корабле имелось шесть комплектов парусов!
Якорей, канатов и разных технических вещей – один запасной комплект каждой вещи, а некоторых и больше. Кроме того. Для каждого мастерового, которых мы перечисляли с главе с личным составом, находился комплект соответствующих его виду деятельности инструментов, поэтому они могли в случае надобности изготовить необходимые детали. По крайней мере, в то время корабельные мастера могли на корабле изготовить практически любую необходимую деталь.
Для каждого моряка полагалась одежда, которая состояла из следующих вещей: вместо обыкновенных мундиров были пошиты камзолы, фуфайки и капоты с капюшонами, белья было изготовлено: по 12 рубах и по 10 пар чулок – 8 шерстяных и 2 нитяных. Для больных моряков имелись матрацы, одеяла и прочее, из расчета 40 комплектов.
Для бытовых нужд, в Англии должны были сделать специальные печи (камбузы) с котлами, для перегона солёной воды в пресную (опреснители) и специальные печи для обогрева — камельки.
В Англии также предполагалось приобрести следующие астрономические и навигационные и мореходные инструменты:
Секстанты Гадлея, 1,5 футовые – 16 штук.
Циркулярные (окружные) Магеллановые инструменты – 8 шт.
Хронометр Арнольда или равноценный – 6 шт.
Ахроматическая труба, от 2 до 3 футов – 12 шт.
Камер-обскур (для снятия видов) – 4 шт.
Артифициальный (искусственный) магнит – 8 шт.
Для использования во время наблюдений на берегу:
Астрономический отвес – 1 шт.
Квадрант, с радиусом от 2 до 2,5 футов – 2 шт.
Телескоп микрометрический в 2 фута – 2 шт.
Инструмент склонения, с иглами – 1 шт.
Игла, показывающая высоту полюса – 1 шт.
Астролябия с принадлежностями – 1 шт.
Переносной барометр – 4 шт.
Термометр – 10 шт.
Кроме потребностей экспедиции предстояло приобрести в Англии инструменты для Охотска:
Малый секстант, 1-футовый – 10 шт.
Зрительная труба, 2-футовая – 10 шт.
Артифициальный магнит – 5 шт.
Компас с запасными иглами – около 20 шт.
Математические инструменты – до 10 шт.
Так же было разрешено приобрести любые другие инструменты, если их рекомендуют английские астрономы в Гринвичской обсерватории или астрономы Королевской ассоциации астрономов.
Все мореплаватели того времени, отправляясь в дальние и кругосветные плавания, обязательно брали на корабли книги, в которых описывались плавания известных мореплавателей и копии журналов русских кораблей, которые прежде совершали плавания в тех же морях и океанах. Например, Василий Михайлович Головнин в оба свои кругосветные плавания брал описание плаваний английского капитана Джорджа Ванкувера, которого он считал самым лучшим мореплавателем всех времен, отдавая ему предпочтение даже перед великим Куком, с которым Ванкувер совершил второе и третье плавания прежде, чем в 1791 г отправиться на барке «Дискавери» в самостоятельное плавание.
К обеспечению экспедиции Григория Муловского книгами подошли также основательно, как и к снабжению другими припасами и инструментами. Мы приведем перечень книг, который напечатан в Записках гидрографического департамента Морского министерства, Част VI за 1848 год.
1. A complete treatise of practical navigation, by Archibald Patoun. 5-th edition 1759 — 4 экз.
2. Nautical Ephemeris, с 1787 года. — по 4 экз.
3. Tables requisite to be used with the nautical ephemeris, for finding the latitude and longitude at sea. 1781. — 4 экз.
4. A voyage to the Pacific Ocean, performed under the direction of Captains Cook, Clerk and Gore, in the years 1776—1780, and written by James Cook and by James King. 1785. — 4 экземпляра, нa Английском или на Французском языках, пo избранию командиров.
5. Le Neptune Oriental, d’Après de Manne — vilette. 1745. — 4 экз
6. Карты Атлантического океана, изданные de Verdune de la Crenne, de Borda и Pingre, 1775—76. — 4 экз.
7. Atlas, compose des cartes de d’Anville.
8. Map and memoirs of Indostan. By J. Rennel. 1785.
9. Collection of voyages and travels in various parts of the globe. Bу Churchill. 1732.
10. Гаррисово собрание Кампбеловых Вояжей; 2 части, в лист.
11. The principal navigations, voyages, etc. By Richard Hacluyt. 1598.
12. Путешествие Дампьера (1689—1705 г.).
13. An historical collection of the several voyages and discoveries in the South Pacific Ocean. By Al. Dalrymple. 1770.
14. An account of the voyages, undertaken for making discoveries in the southern hemisphere, drawn by John Hawkesworth. 1773.
15. A voyage towards the south pole and round the world, performed in His Majesty’s ships the Resolution and Adventure, in the years 1772, 1774 and 1775. By James Cook. 1777.
16. Johann Reinhold Forster’s Bemerkungen überGegenständeder physischen Erdbeschreibung, Naturgeschichte und sittlichen Philosophie, auf seiner Reise um die Welt gesammelt. 1783.
17. A voyage round the world, in the years 1740—44. By George Anson. 1750. (на Русском языке, изд. 1751 г.)
18. Voyage autour du monde, par la fregate du Roi la Boudeuse et la flûte l’Eloile, en 1776—79. Par Bougainville. 1772.
19. Путешествия для обретения северо-западного прохода. (Интересно, какое отношение к плаванию Муловского имеет эта книга!)
20. Arctic Zoology. By Pennant. 1784—87. (Очень интересно! А зачем для плавания в Атлантике, Индийском и Восточном (Тихом) океанах необходимы знания о зоологии Арктики? Однако странно всё это.)
21. A new account of the East. Indies being the observation of capt. A. Hamelton, from 1688 to 1723—1727.
22. Forrest’s the voyage to new Guinea and the Moluccas, from Balambangan… during the years 1774—1779.
23. Engelbert Kempfer’s Geschiche und Beschreibung von Japan, herausgegeben von Chr. M. Dohm. 1777.
24. Caput Bonae Spei hodiernum, das ist, Vollständige Beschreibung der Guten-Hoffnung. Von M. Peter Kolben. 1719.
25. Considérations Géographiques et Physiques. Par Mr. Buache.
26. Histoire philosophique et politique des établissemens et du commerce des Européens dans les deux Indes. — Par Raynal. 1780.
27. Account of the Russian discoveries between Asia and America, etc. By William Coxe. 1780. (Вот второе издание, подтверждающее, что корабли Григория Муловского намеревались проплывать в Арктику через пролив между Азией и Америкой!)
28. Принглевы пять разговоров или речей, о сохранении здоровья мореходцев и пр.
29. Описание о мореплавании в Северных морях, Энгелем. (Именно в морях Северного ледовитого океана, а не Северного моря)
30. Экстракт, из вояжей, сделанных в северных частях Азии и Америки, Энгелем. (А здесь уже точное указание на географическое положение морей, по которым предстояло плавать кораблям Григория Муловского!)
31. Генеральная история о путешествиях. 23 части.
32. Description géographique, historique, etc. de l’Empire de la Chine et de la Tartaric chinoise. Par Du Halde. 1735.
33. Müller’s Sammlung RussisccherGcschicchle.
34. Описание земли Камчатки, Крашенинникова. Спб. 1755.
35. Так же даны выписки и копии всех журналов Русских мореплавателей в Восточном (Тихом) океане с 1724 по 1770 год; четырнадцать разных карт, и «для большаго объяснения, приложена карта, сочинённая и напечатанная под смотрением Генерал-Майора Соймонова.»
В данном перечне представлены всё лучшее, что существовало в Европе во время подготовки к плаванию кораблей Григория Муловского.
В следующей части мы расскажем о задачах, которые были поставлены перед кораблями, однако, коль перечень у нас приведен в данной главе, следует отметить, что с точки зрения официально поставленных задач, книги, относящиеся к арктическим морям, в нашем списке под № 19, 20, 27, 29 и 30, были лишними. Однако, отправляясь в плавание вокруг света, ничего лишнего с собой отродясь не брали, значит организаторы экспедиции, руководствуясь им одним известными и не озвученными целями, зачем-то эти книги включили в перечень.
Автор капитан В.Н. Филимонов