Ханыков Петр Иванович — Балтийский Ллойд

Ханыков Петр Иванович

   

Ханыков Петр Иванович.

«Общий Морской Список». 

От кончины Петра Великого до вступления на престол Екатерины II.

Герб дворян Ханыковых

 

1759 г. Поступил в Морской Шляхетный Кадетский Корпус кадетом.

1760 г. Произведен в Гардемарины.

1760 — 1762 г. Ежегодно находился в кампаниях в Балтийском море и участвовал в Кольбергской экспедиции.

1762 г. мая 6. Произведен в Мичмана.

Октября 31. Послан волонтером в Англию, для изучения морской практик.

1763 — 1764 г. Из Англии на военных судах ходил в Северную Америку, а оттуда в Испанию.

1765 г. сентября 7. Возвратился в Россию.

1766 г. апреля 29. Произведен из Мичманов в Поручики, (Лейтенант) за бытность на английских кораблях в разных частях света.

На адмиралтейском 8-ми пушечном фрегате «А л е к с а н д р» (тип «С я с ь с к и й») плавал между С.-Петербургом и Кронштадтом.

1767 — 1769 г. Ежегодно находился в кампаниях в Балтийском море.

1769 г. На 66-пушечном корабле «Трех Святителей» (тип «Слава России») — капитан 1-го ранга Вилим Роксбург, в составе Первой Средиземноморской «обшивной» эскадры адмирала Григория Андреевича Спиридова, отправился с Балтики в Средиземное море по маршруту Кронштадт — Копенгаген — Гулль — Портсмут — Порт-Магон.

1770 г. На том-же корабле участвовал в Морейской экспедиции.

Июня 24 — 26. На 80-ти пушечном корабле «С в я т о с л а в» (тип «Святой Павел») — капитан 1-го ранга Вилим Роксбург,  участвовал в Чесменском сражении.

Затем, на том же корабле плавал до Дарданельских укреплений; потом на 66-ти пушечном корабле «Р о с т и с л а в» (тип «Слава России») — капитан 1-го ранга Василий Федорович Лупандин, прибыл в Мессину.

1771 г. На том-же корабле плавал из Мальты в Ливорно.

1772 — 1773 г. На том-же корабле плавал в Архипелаге; затем на 66-ти пушечном корабле «П о б е д а» (тип «Слава России») — капитан 2-го ранга Степан Новокшенов, крейсеровал до Дарданельских укреплений, и участвовал в десантной высадке под крепостью Чесма.

1773 г. октября 6. Прибыл из Ливорно в С.-Петербург и поступил на 74-х пушечный корабль «Святой Великомученик Исидор» (тип «И с и д о р») — капитан 2-го ранга Василий Васильевич Сурмин, на котором, в составе 5-й Архипелажской эскадры контр-адмирала Самуила Карловича Грейга, отправился в Средиземное море по маршруту Кронштадт — Копенгаген — Портсмут — Ливорно.

1774 г. На том-же корабле плавал между Ливорно и Архипелагом.

Ноября 15. На том же корабле прибыл из Аузы на рейд Ливорно.

1775 г. февраля 12. На корабль прибыла княжна Тараканова со своими людьми.

Февраля 14. Корабль в составе эскадры отправился из Ливорно в Россию. Остался в Ливорно в распоряжении графа Алексея Григорьевича Орлова.

Июня 6. Вступил в командование 26-ти пушечным фрегатом «У н г а р и я» (Куплен в Ливорно в 1775 г.), на котором в этот день был поднят Андреевский флаг.

Сентября 9. Командуя 26-ти пушечном фрегатом «У н г а р и я», вышел из Ливорно для следования в Россию, но за поздним временем, зимовал в Портсмуте.

1776 г. апреля 26. Произведен в Капитан-лейтенанты.

Прибыл с фрегатом из Портсмута в Кронштадт. Командовал тем-же фрегатом в эскадре вице-адмирала Самуила Карловича Грейга в плавании у Красной горки.

1777 г. Назначен командовать фрегатом «№ 3». Находился в С.-Петербурге «на яхте и на шлюпке при Ея Императорском Величестве».

1778 г. января 7. Произведен в Капитаны 2-го ранга.

Командуя 66-ти пушечным кораблем «Т в е р д ы й» (тип «А з и я»), в составе Архангелогородской эскадры новопостроенных кораблей, капитана бригадирского ранга Степана Петровича Хметевского, в составе трех однотипных 66-ти пушечных кораблей типа «А з и я» (усовершенствованный тип корабля «Слава России»): «Слава России», командир капитан 2-го ранга Самойлов Самойлович Гибс и «Надежда Благополучия», капитан 2-го ранга Михаил Леонтьевич Мельников и трех однотипных  32-х пушечных фрегатов типа «П а в е л»: «№ 1» («М а р и я»), командир капитан-лейтенант Иван Федорович Салманов, «№ 2» (А л е к с а н д р»), капитан-лейтенант Амандус Борисович Берх и «№ 3» («В о и н»), капитан-лейтенант Яган (Иван Борисович) Берх, сделал переход из Архангельска в Кронштадт.

1779 г. сентября 22. Командуя 32-пушечным фрегатом «Н а т а л и я» (тип «П а в е л»), с коммерческим грузом и под коммерческим флагом, отправился из Кронштадта в Англию. Груз состоял из 2500 пудов железа и 1500 четырехсаженных досок, и принадлежал придворному банкиру барону Фридриксу. На фрегате так же находились пассажиры, в частности британская подданная Гаррис (Harris). У Гельсинора взяли двух лоцманов для плавания в Немецком (Северном) море.

Сентября 22. В Немецком море, у голландского острова Шкелинг (Тершеллинг), фрегат сел на мель. Для облегчения фрегата, экипаж сбросил за борт пушки, однако течь усилилась и в шторм его разбило. Команда высадилась на берег острова на голландских судах, где осталась на зимовку. Вины командира в гибели фрегата не было.

1780 г. Командовал 78-ми пушечным кораблем «И е з и к и и л ь» в эскадре «вооруженного нейтралитета» контр-адмирала Никифора Львовича Палибина, имевшей плавание из Кронштадта в Средиземное море.

1781 г. января 1. Произведен в Капитаны 1-го ранга.

Командуя тем-же кораблем, возвратился с эскадрой контр-адмирала Никифора Львовича Палибина в Кронштадт.

1782 г. Командовал тем-же кораблем.

В августе, плавал из Ревеля в Кронштадт и обратно, для пробы двух однотипных 20-ти пушечных фрегатов «Евангелист Марк», командир капитан-лейтенант Козьма Екимович Обольянинов и «П р о в о р н ы й», командир капитан 2-го ранга Федор Федорович Ушаков, из которых первый был обшит «медью», а второй «белым металлом».

1783 г. апреля 6. Назначен командующим Каспийской флотилии.

1785 г. апреля 21. Произведен в Капитаны бригадирского ранга.

1786 г. Назначен командовать 100-пушечным кораблем «С а р а т о в» (тип «Ч е с м а»).

1787 — 1789 г. По расписании назначался ежегодно командовать 100-пушечным кораблем «С а р а т о в».

1787 г. сентября 22. Произведен в Капитаны генерал-майорского ранга.

1788 г. Командуя 100-пушечном корабле «С а р а т о в» (тип «Ч е с м а»), в эскадре вице-адмирала Вилима Петровича Фондезина, перешел из Кронштадта в Копенгаген и был в крейсерстве в Балтийском море у Карлскроны.

1789 г. апреля 14. Произведен в Контр-адмиралы.

1790 г. мая 2. Имея брейд-вымпел на 74-х пушечном корабле «Святая Елена» (тип «Царь Константин»), капитан 2-го ранга Карл Евстафьевич Брейер, участвовал в Ревельском сражении.

 За Ревельское сражение награжден орденом Святого Владимира 2 степени.

Мая 30. Назначен командовать Северным отрядом из трех фрегатов: двух однотипных 38-ми пушечных типа «Б р я ч и с л а в»: «Б р я ч и с л а в» капитан 2-го ранга Федор Яковлевич Ломен, «Архангел Гавриил» капитан 2-го ранга Андрей Васильевич Пустошкин, гребного 38-ми пушечного «Святая Елена» (тип «А л е к с а н д р») капитан-лейтенант Иван Федорович фон-Штейнгель, для блокады пролива между островом Пейсара и банкой (каменистая или скалистая мель) Поссалода в Выборгской губе (Выборгский залив в Северо-Восточной оконечности Финского залива.

Июня 22. Командуя тем же отрядом, участвовал в Выборгском сражении.

6 июля. Награжден орденом Святого Георгия 3-го класса и золотой шпагой с надписью «за храбрость».

1792 г. Начальствуя Архангелогородской эскадрой новопостроенных кораблей в составе трех однотипных 74-х пушечных типа «Я р о с л а в»: флагманского «П е т р», командир капитан 2-го ранга Александр Герасимович Бардаков, «Б о р и с», капитан бригадирского ранга Иван Никитич Курманалеева, «Г л е б», капитан 1-го ранга Василий Иванович Глебов, трех однотипных 66-ти пушечных типа «А з и я»: «Н и к а н о р», капитан 2-го ранга Андриан Иванович Лавров, «П а р м е н», капитан 1-го ранга Карл Ильич фон-Гревенс, «П и м е н», капитан 1-го ранга Иван Михайлович Колокольцов, двух однотипных 38-х пушечных фрегатов типа «Б р я ч и с л а в»: «А р х и п е л а г», капитан-лейтенант Евстафий Матвеевич Аплечеев (Аклечеев), «К р о н ш т а д т», капитан-лейтенант Николай Андреевич Сорокин, 44-х пушечного «№ 47» («Архангел Михаил»), капитан-лейтенант Николай Иванович Смирнов (Смирной) и транспорта «Б о е ц», капитан-лейтенант Данило Яковлевич Башуцкий, сделал переход из Архангельска в Кронштадт.

1793 г. сентября 2. Произведен в Вице-адмиралы.

Плавал с флотом, под начальством адмирала Василия Яковлевича Чичагова, от Кронштадта до Кеге-бухты.

Декабря 5. Назначен командовать гребным флотом, без исключения из корабельного.

1795 г. Имея флаг на 74-х пушечном корабле «Память Евстафия» (тип «Я р о с л а в»), командир капитан 1-го ранга Григорий Алексеевич Сенявин, начальствовал эскадрой из тринадцати линейных кораблей и восьми фрегатов, с младшими флагманами: контр-адмирал Михаил Кондратьевич Макаров и контр-адмирал Егор Егорович Тет, с которой совершил переход от Кронштадта в Северное море к берегам Англии, где на Дильском рейде (Диль — портовый город в графстве Кент на берегу пролива Дувр), соединился с английским флотом Северного моря, под начальством адмирала Адама Дункана (Adam Duncan), держащего флаг на 74-х пушечном линейном корабле «V e n e r a b l e», под начальством которого отправилась в крейсерство в Северное море. 

1796 г. Возвратился с эскадрой в Кронштадт.

1797 г. Командовал эскадрой во флоте, бывшем под начальством Императора Павла I. Награжден орденом Святой Анны 1 степени.

1799 г. мая 9. Произведен в Адмиралы белого флага.

Держа флаг на 100-пушечном линейном корабле «Двенадцать Апостолов» (тип «Ч е с м а»), командир капитан 1-го ранга Максим Петрович Коробка, командовал Балтийской эскадрой в составе семи линейных кораблей: 74-х пушечных типа «Я р о с л а в»: «Святой Петр», капитан 1-го ранга Алексей Силыч Бабаев, «Б о р и с», капитан 1-го ранга Петр Алексеевич Толокнеев, «Г л е б», капитан 1-го ранга Петр Алексеевич Данилов, двух 66-ти пушечных типа «А з и я»: «Не тронь меня», капитан 1-го ранга Василий Никитич Подводин, «Ф и л и п п», капитан 1-го ранга Александр Сергеевич Смирнов (Смирной), 66-ти пушечного «Принц Карл» (взят в плен у шведов 2 мая 1790 года в Ревельском сражении), капитан 2-го ранга Федор Родионович Чаплин, 22-х пушечного катера «М е р к у р и й» (куплен в Англии в 1788 году), лейтенант Григорий Иванович Волоцкой и 12-ти пушечного катера «С н а п о п» (взят в плен у шведов 29 апреля 1789 года у острова Борнхольм, катером «М е р к у р и й»), лейтенант Егор Клементьевич Певцов, плавал из Кронштадта Южную Балтику и крейсеровал у Кольберга и Данцига для обеспечения прохода российских кораблей «секретной экспедиции», доставлявших войска российского экспедиционного корпуса из Ревеля к берегам Голландии. 

1800 г. Командовал флотом в плавании у Красной горки. Пожалован командорским орденом Святого Иоанна Иерусалимского.

1801 г. Назначен Главным командиром Кронштадтского порта.

1807 г. Награжден орденом Святого Александра Невского.

1808 г. Командовал флотом, назначенным действовать против англо-шведской эскадры в Финском заливе.

За неисполнения высочайших предписаний подвергнут суду адмиралтейств-коллегии.

1809 г. Коллегия признала его виновным «в неосмотрительной оплошности, слабости в командовании, медленности и нерешительности, вследствие которых дозволил английским кораблям соединиться со шведским флотом и, не имея основательных причин, удалился в Балтийский порт, причем потерял 74-х пушечный корабль «В с е в о л о д» (тип «Я р о с л а в») — капитан 2-го ранга Даниил Владимирович Руднев, сожженный англичанами», и приговорила его к разжалованию в рядовые на месяц. 

Приговор конфирмован не был.

1813 г. декабрь. Скончался. Погребен в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре.


Надгробный памятник

Надгробный памятник в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре.