Грузовой теплоход «Василий Качалов»

Грузовой теплоход "Василий Качалов" (cargo ship "Vasiliy Kachalov")

Грузовой теплоход «Василий Качалов» относился к теплоходам типа «Станиславский». Проект грузового теплохода типа «Станиславский» был разработан конструкторским бюро завода «Иосиф Боэль и сын» (Jes. Boel and Zonen) в городе Тамис, Бельгия, по заказу Советского Союза.
Всего по данному проекту было построено пять грузовых судов: «Станиславский» в 1956 г; «Немирович-Данченко» в 1957 г; «Василий Качалов» в 1957 г; «Леонид Леонидов» в 1957 г; «Иван Москвин» в 1958 г.
Теплоход «Василий Качалов» был построен в 1957 году на судостроительном заводе «Иозеф Боэль и сын» в городе Тамиз.
Архитектурно-конструктивный тип судна: двухпалубное, трехостровное, шельтердечное, с надстройкой и машинным отделением посередине, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора.
Теплоход предназначался для перевозки генеральных и навалочных грузов, в том числе пакетированных пиломатериалов и зерна насыпью.
На судне имелось четыре грузовых трюма: трюма № 1 и № 2 располагались в нос от надстройкой, а № 3 и № 4 в корму от нее. Как и большинство всех судов того времени, предназначавшихся для перевозки генеральных грузов, все четыре трюма на теплоходе имели твиндеки.
В качестве люковых закрытий использовались съемные бимсы с деревянными лючинами.
Класс Регистра СССР: КМ*Л1[1]
Судно имело неограниченный район плавания и могло эксплуатироваться во всех морях и океанах, в том числе арктических, в период летней навигации.

Чертеж грузового теплохода типа Станиславский.

Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 3106 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1464 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 5676 тонн.
Грузоподъемность – 4881 тонн.
Вес судна порожнем – 3369 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу – 9045 тонна.
Длина наибольшая – 120,50 м.
Длина между перпендикулярами – 108,80 м
Ширина – 16,73 м.
Высота корпуса – 7,23 м.
Средняя осадка в полном грузу – 6,61 м.
Общая вместимость грузовых трюмов:
Киповая – 8793 м³.
Зерновая – 9755 м³.
В качестве главного двигателя на теплоходе был установлен дизель «Зульцер» 6SD-72 (6ДКР72/125). Это двухтактный дизель простого действия, реверсивный, крейцкопфный.
Дизель был изготовлен на заводе «Зульцер» в городе Винтертур, Швейцария. Эксплуатационная мощность двигателя составляла 4200 э. л. с. Тип передачи на гребной вал прямой. Управление двигателем осуществлялось из машинного отделения.
Гребной винт вращался со скоростью 125 об/мин и в полном грузу судно имело эксплуатационную скорость 14,0 узл., а в балласте 14,6 узл.
На судне был установлен стальной, четырёхлопастной винт со съемными лопастями, диаметром 4752 мм и шагом 3725 мм, с дисковым отношением 0,452, массой 10340 кг.
Полные запасы топлива – 410 тонн. Воды – 240 тонн. С данными запасами теплоход мог проплыть 7630 миль.
Грузовое устройство состояло из 10-ти легких грузовых стрел, грузоподъемностью – 3 тонны (с вылетом за борт – 6,9 м), одной тяжеловесной грузовой стрелы, грузоподъемностью – 40 тонн (с вылетом 2,5 м) и одной тяжеловесной стрелы – 60 тонн (с вылетом – 2,5 м).
Лебедки грузовых стрел имели электрический привод.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля типа А17, двух якорей «Британик»: один весом 3000 кг, второй 3030 кг, якорных цепей калибром 56 мм, изготовленных способом кузнечно-горной сварки. Длина якорной цепи каждого якоря 250 метров.
Рулевое устройство приводилось в действие электрогидравлической рулевой машиной типа HP3, тип руля – полубалансирный. Ахтерштевень имел ледовый выступ («ледовый зуб») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 36 моряка. Также имелись запасные спальные места в количестве 6 койко-места.
Теплоход находился в составе ГП «Управление арктического и ледокольного флота Северного морского пароходства ММФ СССР» и был приписан к порту Мурманск.
Теплоход выполнял рейсы из портов Советского Союза в порты Европы и Африки, а в период летней навигации выполнял каботажные перевозки в порты советской Арктики.
Теплоход эксплуатировался 24 года и был выведен из эксплуатации и списан в августе 1981 года.

Грузовой теплоход "Станиславский"


Автор капитан В.Н. Филимонов

0