Грузовой теплоход «Повенец»

Грузовой теплоход "Повенец" (cargo ship Povenez).

Проект грузового теплохода типа «Повенец» был разработан конструкторским бюро завода «Нептун» (Neptun) в городе Росток, Германская демократическая Республика, по заказу Советского Союза.
Теплоход «Повенец» был построен в 1963 году на судостроительном заводе «Нептун» в городе Росток.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, двухпалубное с минимальным надводным бортом, с укороченным баком и удлиненным ютом, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с ледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора.
Теплоход предназначался для перевозки генеральных и навалочных грузов, включая зерно насыпью.
На судне имелось четыре грузовых трюма: трюма № 1 – № 3 располагались в нос от надстройкой, а № 4 в корму от нее. Как и большинство всех судов того времени, предназначавшихся для перевозки генеральных грузов, все четыре трюма на теплоходе имели твиндеки.
В качестве люковых закрытий были установлены механизированные стальные крышки.
Класс Регистра СССР: КМ*Л1.
Судно имело неограниченный район плавания и могло эксплуатироваться во всех морях и океанах, в том числе арктических, в период летней навигации.

Чертеж грузового теплохода типа "Повенец".
Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 3236 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1539 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 4150 тонн.
Грузоподъемность – 3892 тонн.
Вес судна порожнем – 2531 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу – 6681 тонна.
Длина наибольшая – 105,85 м.
Длина между перпендикулярами – 96,00 м
Ширина – 14,60 м.
Высота корпуса – 8,00 м.
Средняя осадка в полном грузу – 6,56 м.
Общая вместимость грузовых трюмов:
Киповая – 5767 м³.
Зерновая – 6248 м³.
В качестве главного двигателя на теплоходе был установлен дизель МАН-К6Z57/80A (6ДКРН 57/80). Это двухтактный дизель простого действия, реверсивный, крейцкопфный, с газотурбинным наддувом.
Дизель был изготовлен по лицензии на заводе «Дизельмоторенверк Росток» (ДМР) в городе Росток. Эксплуатационная мощность двигателя составляла 3250 э. л. с. Тип передачи на гребной вал прямой. Управление двигателем осуществлялось из машинного отделения.
Гребной винт вращался со скоростью 185 об/мин и в полном грузу судно имело эксплуатационную скорость 13,5 узл., а в балласте 14,2 узл.
На судне был установлен стальной, четырёхлопастной винт со съемными лопастями, диаметром 3800 мм и шагом 2395 мм, с дисковым отношением 0,50, массой 5000 кг.
Полные запасы топлива – 354 тонн. Воды – 97 тонн. С данными запасами теплоход мог проплыть 6000 миль.
Грузовое устройство состояло из 8-ми легких грузовых стрел, грузоподъемностью – 3/5 тонн с вылетом за борт на 6-10 м. и одной тяжеловесной грузовой стрелы, грузоподъемностью – 35 тонн и вылетом 4,7 м.
Лебедки грузовых стрел имели электрический привод.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля типа DR0476, двух якорей Холла весом 2500 кг каждый, литых якорных цепей калибром 53 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 275 м.
Рулевое устройство приводилось в действие электрической рулевой машиной типа 2EQP/10, тип руля – балансирный. Ахтерштевень имел ледовый выступ («ледовый зуб») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 34 моряка. Также имелись запасные спальные места в количестве 3 койко-места.
Теплоход находился в составе Эстонского морского пароходства и был приписан к порту Таллинн. Теплоход выполнял рейсы из портов Советского Союза в порты Европы и Африки, а в период летней навигации выполнял каботажные перевозки в порты советской Арктики.
После распада Советского Союза новые владельцы Эстонского морского пароходства в 1992 году продали теплоход офшорной компании.
В Советском Союзе расчетный срок эксплуатации грузовых судов составлял 25 лет. После этого считалось, что судно себя полностью окупило, оно технически устарело и дальнейшая его эксплуатация нецелесообразна.
Исходя из этого принципа теплоход себя полностью окупил и оправдал заложенные в него коммерческие и эксплуатационные требования.
Всего было построено 40 теплоходов данного типа и серия судов типа «Повенец» была одной из многочисленных среди судов, предназначенных для перевозки генеральных грузов.

     
Порядковый №Заводской №Название суднаСдано в эксплуатациюПароходство ММФ
11101«Повенец» 05.1963ЭМП
21102«Переславль-Залесский» 06.1963ДВМП
31103«Нововоронеж» 06.1963ММП
41111«Пярну» 07.1963ЭМП
51112«Кыпу» 09.1963ЭМП
61113«Горно-Алтайск» 09.1963ДВМП
71114«Ристна» 10.1963ЭМП
81115«Гжатск»; переименован в «Синегорск» 1963ДВМП
91116«Виляны» 1964ЭМП
101117«Хельтермаа» 12.1964ЭМП
111118«Гулбене» 12.1964ЭМП
121119«Сегежа» 12.1964ММП
131120«Поронайск» 12.1963ДВМП
141121«Сыктывкар» 02.1964ММП
151122«Камчатка» 05.1964ДВМП
161123«Выру» 09.1964ЭМП
171133«Маныч» 1965ДВМП
181134«Степан Халтурин» 03.1965ЛМП
191135«Пайде» 06.1965ЭМП
201136«Кохтла» 06.1965ЭМП
211137«Тетюхе»; переименован в «Дальнегорск» 1965ДВМП
221138«Бирюса» 09.1965ММП
231139«Оленегорск» 10.1965ММП
241140«Сула»; с 1974 - «Гриша Акопян» 11.1965ЭМП
251152«Тунгуска» 12.1965ДВМП
261153«Баргузин» 1966ДВМП
271154«Спасск-Дальний» 1966ДВМП
281155«Свирск» 1966ДВМП
291156«Северодвинск» 06.1966ММП
301157«Селемджа» 1966ДВМП
311158«Уссури» 09.1966ДВМП
321159«Шилка» 10.1966ДВМП
331160«Бухтарма» 12.1966ММП
341161«Невер» 02.1967ДВМП
351162«Нижнеудинск» 04.1967ДВМП
361163«Мурман» 09.1967ММП
371219«Грумант» 06.1967ММП
381220«Тавричанка» 09.1967ДВМП
391121«Заполярный» 09.1967ММП
401122«Ковдор» 11.1967ДВМП

Грузовой теплоход "Нововоронеж" (cargo ship "Novovoronezh")
Суда типа «Повенец» входили в состав Мурманского морского пароходства, Эстонского морского пароходства, Латвийского морского пароходства, Дальневосточного морского пароходства.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0