Грузовой теплоход «Повенец»

Грузовой теплоход "Повенец" (cargo ship Povenez).

Проект грузового теплохода типа «Повенец» был разработан конструкторским бюро завода «Нептун» (Neptun) в городе Росток, Германская демократическая Республика, по заказу Советского Союза.
Теплоход «Повенец» был построен в 1963 году на судостроительном заводе «Нептун» в городе Росток.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, двухпалубное с минимальным надводным бортом, с укороченным баком и удлиненным ютом, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с ледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора.
Теплоход предназначался для перевозки генеральных и навалочных грузов, включая зерно насыпью.
На судне имелось четыре грузовых трюма: трюма № 1 – № 3 располагались в нос от надстройкой, а № 4 в корму от нее. Как и большинство всех судов того времени, предназначавшихся для перевозки генеральных грузов, все четыре трюма на теплоходе имели твиндеки.
В качестве люковых закрытий были установлены механизированные стальные крышки.
Класс Регистра СССР: КМ*Л1.
Судно имело неограниченный район плавания и могло эксплуатироваться во всех морях и океанах, в том числе арктических, в период летней навигации.

Чертеж грузового теплохода типа "Повенец".
Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 3236 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1539 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 4150 тонн.
Грузоподъемность – 3892 тонн.
Вес судна порожнем – 2531 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу – 6681 тонна.
Длина наибольшая – 105,85 м.
Длина между перпендикулярами – 96,00 м
Ширина – 14,60 м.
Высота корпуса – 8,00 м.
Средняя осадка в полном грузу – 6,56 м.
Общая вместимость грузовых трюмов:
Киповая – 5767 м³.
Зерновая – 6248 м³.
В качестве главного двигателя на теплоходе был установлен дизель МАН-К6Z57/80A (6ДКРН 57/80). Это двухтактный дизель простого действия, реверсивный, крейцкопфный, с газотурбинным наддувом.
Дизель был изготовлен по лицензии на заводе «Дизельмоторенверк Росток» (ДМР) в городе Росток. Эксплуатационная мощность двигателя составляла 3250 э. л. с. Тип передачи на гребной вал прямой. Управление двигателем осуществлялось из машинного отделения.
Гребной винт вращался со скоростью 185 об/мин и в полном грузу судно имело эксплуатационную скорость 13,5 узл., а в балласте 14,2 узл.
На судне был установлен стальной, четырёхлопастной винт со съемными лопастями, диаметром 3800 мм и шагом 2395 мм, с дисковым отношением 0,50, массой 5000 кг.
Полные запасы топлива – 354 тонн. Воды – 97 тонн. С данными запасами теплоход мог проплыть 6000 миль.
Грузовое устройство состояло из 8-ми легких грузовых стрел, грузоподъемностью – 3/5 тонн с вылетом за борт на 6-10 м. и одной тяжеловесной грузовой стрелы, грузоподъемностью – 35 тонн и вылетом 4,7 м.
Лебедки грузовых стрел имели электрический привод.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля типа DR0476, двух якорей Холла весом 2500 кг каждый, литых якорных цепей калибром 53 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 275 м.
Рулевое устройство приводилось в действие электрической рулевой машиной типа 2EQP/10, тип руля – балансирный. Ахтерштевень имел ледовый выступ («ледовый зуб») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 34 моряка. Также имелись запасные спальные места в количестве 3 койко-места.
Теплоход находился в составе Эстонского морского пароходства и был приписан к порту Таллинн.
Теплоход выполнял рейсы из портов Советского Союза в порты Европы и Африки, а в период летней навигации выполнял каботажные перевозки в порты советской Арктики.
После распада Советского Союза новые владельцы Эстонского морского пароходства в 1992 году продали теплоход офшорной компании.
В Советском Союзе расчетный срок эксплуатации грузовых судов составлял 25 лет. После этого считалось, что судно себя полностью окупило, оно технически устарело и дальнейшая его эксплуатация нецелесообразна.
Исходя из этого принципа теплоход себя полностью окупил и оправдал заложенные в него коммерческие и эксплуатационные требования.
Всего было построено 40 теплоходов данного типа и серия судов типа «Повенец» была одной из многочисленных среди судов, предназначенных для перевозки генеральных грузов.

Грузовой теплоход "Нововоронеж" (cargo ship "Novovoronezh")
Суда типа «Повенец» входили в состав Мурманского морского пароходства, Эстонского морского пароходства, Латвийского морского пароходства, Дальневосточного морского пароходства.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0