Грузовой теплоход «Омск»

Грузовой теплоход "Омск" (Cargo ship "Omsk")

Проект сухогрузного теплохода неограниченного района плавания «Омск» был разработан по заказу Министерства Морского флота СССР японской корпорацией «Hitachi Zosen».
Серия из восьми судов была построена на судостроительном заводе «Hitachi-Sakurajima» в городе Осака. Все восемь судов вошли и все время эксплуатировались в составе Дальневосточного морского пароходства: «Омск» в 1961 г.; «Оренбург» в 1962 г.; «Охотск» в 1962 г.; «Орехов» в 1963 г.; «Орша» в 1963 г.; «Отрадное» в 1964 г.; «Ола» в 1964 г.; «Острогожск» в 1964 г.
Суда имели класс Регистра СССР: КМЛЗI.
Тип судна – одновинтовое, двухпалубный теплоход с избыточным надводным бортом, баком и ютом, с промежуточным расположением машинного отделения и жилой надстройкой с рулевой рубкой, наклонным форштевнем и крейсерской кормой. Все пять грузовых трюма имели твиндек. Люки на твиндеках закрывались твиндечными лючинами. Люковые закрытия трюмов – стальные на роликах, складывающегося типа.
Назначение судна – перевозка генеральных, в том числе тяжеловесных, крупногабаритных, контейнеров, леса и различных навалочных грузов.
Разработанный японскими судостроителями теплоход получился просто шикарным, а с точки зрения его обитаемости – роскошным. Для экипажа имелись комфортабельные каюты на 43 человека, и дополнительно для практикантов и лоцманов имелось 18 койко-мест. Жилые и служебные помещения были рационально спланированы и отделаны современными материалами и отвечали всем Советским и международным требованиям. В помещениях имелся кондиционер – это было совсем роскошью в то время.

Чертеж грузового теплохода Омск.
Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 11067 брутто регистровых тонн.
Чистая вместимость – 6312 нетто регистровых тонн.
Водоизмещение в полном грузу – 20480 тонн.
Дедвейт – 14191 тонна.
Грузоподъемность – 12494 тонны.
Грузовместимость – 19917 м³.
Зерновая вместимость трюмов и твиндеков – 21368 м³.
Вместимость пакетированного леса – 19917 м³.
Контейнерная вместимость – 142 TEU.
В трюмах и твиндеках имелись грузовые батенсы (cargo battens).
Главные размерения судна:
Длина наибольшая – 154,8 м.
Длина между перпендикулярами – 143,0 м.
Высота мачт над основной плоскостью наибольшая (от киля до клотика) – 38,9 м.
Высота наибольшая – 21,0 м.
Высота корпуса наибольшая – 12,5 м.
Осадка по летнюю грузовую марку – 9,37 м.
Осадки судна порожнем: носом – 0,96 м; кормой – 5,70 м.
Число тонн на 1 см осадки (TPC) – 25,7 тонн.
Грузовое устройство состояло из одной тяжеловесной стрелы, грузоподъемностью (SWL) – 60 тонн и 12-ти кранов, грузоподъемностью (SWL) – 5 тонн.
Вылет стрел грузовых кранов от борта судна – 5 – 11 м.; тяжеловесной стрелы – до 8 м.
Главный двигатель марки B&W 874-VT2BF-160, изготовленный по лицензии в Японии, мощностью 8830 kW или 12000 э. л. с. (b. h. p. – brake horse power).
Судно приводилось в движение одним винтом фиксированного шага (FPP – fixed pitch propeller) диаметром 6,1 метра.
Скорость судна: в балласте – 20,3 узла; в грузу – 17,4 узла. По тем временам это было весьма быстроходное судно.
Расход топлива на ходу: тяжелого – 40,8 тонн; дизельного – 3,9 тонн.
Запасы топлива и воды обеспечивали дальность плавания на 10100 миль.
Теплоход «Омск» был принят в состав Дальневосточного морского пароходства – ДВМП в 1961 году и эксплуатировался в нем до 1989 года.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0