Проект сухогрузного теплохода неограниченного района плавания «Омск» был разработан по заказу Министерства Морского флота СССР японской корпорацией «Hitachi Zosen».
Серия из восьми судов была построена на судостроительном заводе «Hitachi-Sakurajima» в городе Осака. Все восемь судов вошли и все время эксплуатировались в составе Дальневосточного морского пароходства: «Омск» в 1961 г.; «Оренбург» в 1962 г.; «Охотск» в 1962 г.; «Орехов» в 1963 г.; «Орша» в 1963 г.; «Отрадное» в 1964 г.; «Ола» в 1964 г.; «Острогожск» в 1964 г.
Суда имели класс Регистра СССР: КМЛЗI.
Тип судна – одновинтовое, двухпалубный теплоход с избыточным надводным бортом, баком и ютом, с промежуточным расположением машинного отделения и жилой надстройкой с рулевой рубкой, наклонным форштевнем и крейсерской кормой. Все пять грузовых трюма имели твиндек. Люки на твиндеках закрывались твиндечными лючинами. Люковые закрытия трюмов — стальные на роликах, складывающегося типа.
Назначение судна – перевозка генеральных, в том числе тяжеловесных, крупногабаритных, контейнеров, леса и различных навалочных грузов.
Разработанный японскими судостроителями теплоход получился просто шикарным, а с точки зрения его обитаемости – роскошным. Для экипажа имелись комфортабельные каюты на 43 человека, и дополнительно для практикантов и лоцманов имелось 18 койко-мест. Жилые и служебные помещения были рационально спланированы и отделаны современными материалами и отвечали всем Советским и международным требованиям. В помещениях имелся кондиционер – это было совсем роскошью в то время.
Технические характеристики судна:
Валовая вместимость – 11067 брутто регистровых тонн.
Чистая вместимость – 6312 нетто регистровых тонн.
Водоизмещение в полном грузу – 20480 тонн.
Дедвейт – 14191 тонна.
Грузоподъемность – 12494 тонны.
Грузовместимость – 19917 м³.
Зерновая вместимость трюмов и твиндеков – 21368 м³.
Вместимость пакетированного леса – 19917 м³.
Контейнерная вместимость – 142 TEU.
В трюмах и твиндеках имелись грузовые батенсы (cargo battens).
Главные размерения судна:
Длина наибольшая – 154,8 м.
Длина между перпендикулярами – 143,0 м.
Высота мачт над основной плоскостью наибольшая (от киля до клотика) – 38,9 м.
Высота наибольшая – 21,0 м.
Высота корпуса наибольшая – 12,5 м.
Осадка по летнюю грузовую марку – 9,37 м.
Осадки судна порожнем: носом – 0,96 м; кормой – 5,70 м.
Число тонн на 1 см осадки (TPC) – 25,7 тонн.
Грузовое устройство состояло из одной тяжеловесной стрелы, грузоподъемностью (SWL) – 60 тонн и 12-ти кранов, грузоподъемностью (SWL) – 5 тонн.
Вылет стрел грузовых кранов от борта судна – 5 – 11 м.; тяжеловесной стрелы – до 8 м.
Главный двигатель марки B&W 874-VT2BF-160, изготовленный по лицензии в Японии, мощностью 8830 kW или 12000 э. л. с. (b. h. p. — brake horse power).
Судно приводилось в движение одним винтом фиксированного шага (FPP – fixed pitch propeller) диаметром 6,1 метра.
Скорость судна: в балласте – 20,3 узла; в грузу – 17,4 узла. По тем временам это было весьма быстроходное судно.
Расход топлива на ходу: тяжелого – 40,8 тонн; дизельного – 3,9 тонн.
Запасы топлива и воды обеспечивали дальность плавания на 10100 миль.
Теплоход «Омск» был принят в состав Дальневосточного морского пароходства – ДВМП в 1961 году и эксплуатировался в нем до 1989 года.
Автор капитан В.Н. Филимонов