Грузовой пароход «Волоколамск» относился к пароходам типа «Хасан», разработанному по заказу Советского Союза конструкторским бюро завода «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку, Финляндия.
Пароход «Волоколамск» был построен в октябре 1951 года на заводе «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, однопалубное, полнонаборное трехостровное – с баком, ютом и средней надстройкой, со средним расположением машинного отделения, двумя грузовыми трюмами, полуледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора. На первых судах для соединения использовалась клепка, на последующих – сварка.
Пароход предназначался в основном для перевозки лесоматериалов, однако мог перевозить различные генеральные и навалочные грузы.
На каждом грузовом трюме имелось по два центрально расположенных люка, однако их раскрытие было незначительным и поэтому под палубой оставались «карманы» от 3,5 до 6 метров.
Данный тип лесовоза стал последним в советском флоте, на котором в качестве люковых закрытий применялись деревянные лючины с закладными съемными лючинами. Впоследствии, во время капитальных ремонтов, на большинстве судов лючины были заменены металлическими люковыми закрытиями.
Класс Регистра СССР: КМ*Л3.
Пароход имел неограниченный район плавания и мог эксплуатироваться во всех морях и океанах.
Технические характеристики судна:
Валовая вместимость – 2586 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1387 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 3100 тонн.
Грузоподъемность – 2588 тонн.
Вес судна порожнем – 1625 тонн.
Весовое водоизмещение – 4725 тонн.
Длина наибольшая – 89,95 м.
Длина между перпендикулярами – 84,90 м
Ширина – 13,06 м.
Высота корпуса – 6,50 м.
Средняя осадка в полном грузу – 5,64 м.
В качестве главного двигателя на пароходе была установлена сдвоенная золотниковая полупрямоточная паровая машина марки «Христиансен Майер». Машина была изготовлена также на заводе Крейтон Вулкан («Crichton-Vulcan») в городе Турку. Эксплуатационная мощность машины составляла 950 и. л. с. Гребной винт вращался со скоростью 100 об/мин и в полном грузу пароход имел эксплуатационную скорость около 9,5 узл.
На пароходе был установлен стальной, цельнолитой, четырёхлопастной винт диаметром 4,0 м, с шагом 3,16 м, с дисковым отношением 0,41, массой 4730 кг.
Полные запасы топлива – 320 тонн. Воды – 188 тонн. С данными запасами пароход мог проплыть 5340 миль.
Грузовое устройство состояло из 8 легких грузовых стрел, грузоподъемностью 3 тонны, с дальностью вылета за борт 5,5 метров. При спаренной работе стрелами грузоподъемность составляла 1,5 тонны. На баке и юте стрелы были установлены на мачтах, а у лобовой и кормовой стенок средней надстройки – на колоннах.
Лебедки грузовых стрел приводились в действие паром и имели тяговое усилие 3 тонны. Собственно, как правило, на пароходах большинство механизмов имело паровые приводы: генераторы, брашпиль, рулевая машина.
Якорное устройство состояло из брашпиля, двух якорей Холла весом 2122 кг и 2040 кг, якорной цепи калибром 46 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 200 м.
Рулевое устройство приводилось в действие двухцилиндровой паровой машиной, тип руля – небалансирный. Ахтерштевень не имел ледового выступа («ледового зуба») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 31 моряка. Также имелись запасные спальные места для практикантов и лоцманов – 5 койко-мест. Каюты размещались в средней и кормовой надстройках.
Пароход эксплуатировался в составе Латвийского морского пароходства и был приписан к порту Рига.
За время эксплуатации пароход выполнял рейсы в европейские порты, а в период летней навигации совершал плавания по Северному морскому пути в порты советской Арктики. Пароход был выведен из эксплуатации и списан в 1978 году.
Таблица всех пароходов типа «Хасан»:
Порядковый № | Заводской № | Название судна | Сдано в эксплуатацию | Пароходство ММФ | Дата аварии | Место аварии |
1 | 796 | «Хасан» | 26.10.1945 | БМП; ЛМП | ||
2 | 797 | «Севан» | 24.12.1945 | БМП | 30.08.1958 | Пролив Бориса Вилькицкого |
3 | 870 | «Баскунчак» | 19.02.1949 | СахМП | 21.02.1955 | Татарский пролив |
4 | 871 | «Эльтон» | 12.10.1949 | ДВМП | ||
5 | 872 | «Сиваш» | 08.06.1950 | БМП; ЛМП | ||
6 | 874 | «Памяти Ильича»; с 1950 - «Капитан Чириков» | 29.11.1949 | КРП | 13.04.1953 | Бухта Ольги |
7 | 877 | «Имандра» | 09.05.1951 | БМП; ЛМП | ||
8 | 878 | «Выгозеро» | 30.04.1951 | БМП | ||
9 | 884 | «Амдерма» | 30.11.1951 | СМП; ДВМП | ||
10 | 885 | «Углич» | 15.08.1952 | СахМП | ||
11 | 911 | «Волоколамск» | 18.10.1951 | ЛМП | ||
12 | 912 | «Енисейск» | 08.10.1951 | КЧМП | ||
13 | 913 | «Бобруйск» | 10.12.1952 | СахМП | ||
14 | 914 | «Могилев» | 17.12.1952 | СМП | ||
15 | 915 | «Миргород» | 23.02.1953 | КЧМП | ||
16 | 916 | «Пятигорск» | 29.04.1953 | СМП; ДВМП | ||
17 | 917 | «Ряжск» | 16.07.1953 | СахМП | ||
18 | 918 | «Брест» | 30.09.1953 | ДВМП | ||
19 | 919 | «Пинск» | 30.10.1953 | КЧМП | ||
20 | 920 | «Армавир» | 17.04.1954 | СахМП; ДВМП | ||
21 | 921 | «Буденновск»; «Прикумск» | 14.05.1954 | СахМП; ДВМП | ||
22 | 922 | «Ворошиловск»; «Альчевск» | 19.06.1954 | СахМП | ||
23 | 923 | «Ворошиловград»; «Славянск» | 06.11.1954 | СахМП; ДВМП | ||
24 | 924 | «Сталино»; «Донец» | 18.12.1954 | СахМП | ||
25 | 937 | «Северная Двина» | 11.05.1955 | СМП | ||
26 | 938 | «Западная Двина» | 25.07.1955 | СМП | ||
27 | 939 | «Южный Буг» | 30.10.1955 | СМП | ||
28 | 998 | «Днестр» | 17.08.1956 | СМП | ||
29 | 999 | «Донец» | 24.10.1956 | СМП |
Автор капитан В.Н. Филимонов