Грузовой пароход «Могилев»

Грузовой пароход "Могилев" типа "Хасан".

Грузовой пароход «Могилев» относился к пароходам типа «Хасан», разработанному по заказу Советского Союза конструкторским бюро завода «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку, Финляндия.
Пароход «Могилев» был построен в декабре 1952 года на заводе «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, однопалубное, полнонаборное трехостровное – с баком, ютом и средней надстройкой, со средним расположением машинного отделения, двумя грузовыми трюмами, полуледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора. На первых судах для соединения использовалась клепка, на последующих – сварка.
Пароход предназначался в основном для перевозки лесоматериалов, однако мог перевозить различные генеральные и навалочные грузы.
На каждом грузовом трюме имелось по два центрально расположенных люка, однако их раскрытие было незначительным и поэтому под палубой оставались «карманы» от 3,5 до 6 метров.
Данный тип лесовоза стал последним в советском флоте, на котором в качестве люковых закрытий применялись деревянные лючины с закладными съемными лючинами. Впоследствии, во время капитальных ремонтов, на большинстве судов лючины были заменены металлическими люковыми закрытиями.
Класс Регистра СССР: КМ*Л3.
Пароход имел неограниченный район плавания и мог эксплуатироваться во всех морях и океанах.

Чертеж с общим видом парохода типа "Хасан"

Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 2586 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1387 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 3100 тонн.
Грузоподъемность – 2588 тонн.
Вес судна порожнем – 1625 тонн.
Весовое водоизмещение – 4725 тонн.
Длина наибольшая – 89,95 м.
Длина между перпендикулярами – 84,90 м
Ширина – 13,06 м.
Высота корпуса – 6,50 м.
Средняя осадка в полном грузу – 5,64 м.
В качестве главного двигателя на пароходе была установлена сдвоенная золотниковая полупрямоточная паровая машина марки «Христиансен Майер». Машина была изготовлена также на заводе Крейтон Вулкан («Crichton-Vulcan») в городе Турку. Эксплуатационная мощность машины составляла 950 и. л. с. Гребной винт вращался со скоростью 100 об/мин и в полном грузу пароход имел эксплуатационную скорость около 9,5 узл.
На пароходе был установлен стальной, цельнолитой, четырёхлопастной винт диаметром 4,0 м, с шагом 3,16 м, с дисковым отношением 0,41, массой 4730 кг.
Полные запасы топлива – 320 тонн. Воды – 188 тонн. С данными запасами пароход мог проплыть 5340 миль.
Грузовое устройство состояло из 8 легких грузовых стрел, грузоподъемностью 3 тонны, с дальностью вылета за борт 5,5 метров. При спаренной работе стрелами грузоподъемность составляла 1,5 тонны. На баке и юте стрелы были установлены на мачтах, а у лобовой и кормовой стенок средней надстройки – на колоннах.
Лебедки грузовых стрел приводились в действие паром и имели тяговое усилие 3 тонны. Собственно, как правило, на пароходах большинство механизмов имело паровые приводы: генераторы, брашпиль, рулевая машина.
Якорное устройство состояло из брашпиля, двух якорей Холла весом 2122 кг и 2040 кг, якорной цепи калибром 46 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 200 м.
Рулевое устройство приводилось в действие двухцилиндровой паровой машиной, тип руля – небалансирный. Ахтерштевень не имел ледового выступа («ледового зуба») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 31 моряка. Также имелись запасные спальные места для практикантов и лоцманов – 5 койко-мест. Каюты размещались в средней и кормовой надстройках.

Пароход был приписан к порту Архангельск.
За время эксплуатации пароход выполнял рейсы в европейские порты, а в период летней навигации совершал плавания по Северному морскому пути в порты советской Арктики.

Таблица пароходов типа «Хасан»:

       
Порядковый №Заводской №Название суднаСдано в эксплуатациюПароходство ММФДата аварииМесто аварии
1796«Хасан» 26.10.1945БМП; ЛМП
2797«Севан» 24.12.1945БМП30.08.1958Пролив Бориса Вилькицкого
3870«Баскунчак» 19.02.1949СахМП21.02.1955Татарский пролив
4871«Эльтон» 12.10.1949ДВМП
5872«Сиваш» 08.06.1950БМП; ЛМП
6874«Памяти Ильича»; с 1950 - «Капитан Чириков» 29.11.1949КРП13.04.1953Бухта Ольги
7877«Имандра» 09.05.1951БМП; ЛМП
8878«Выгозеро» 30.04.1951БМП
9884«Амдерма» 30.11.1951СМП; ДВМП
10885«Углич» 15.08.1952СахМП
11911«Волоколамск» 18.10.1951ЛМП
12912«Енисейск» 08.10.1951КЧМП
13913«Бобруйск» 10.12.1952СахМП
14914«Могилев» 17.12.1952СМП
15915«Миргород» 23.02.1953КЧМП
16916«Пятигорск» 29.04.1953СМП; ДВМП
17917«Ряжск» 16.07.1953СахМП
18918«Брест» 30.09.1953ДВМП
19919«Пинск» 30.10.1953КЧМП
20920«Армавир» 17.04.1954СахМП; ДВМП
21921«Буденновск»; «Прикумск» 14.05.1954СахМП; ДВМП
22922«Ворошиловск»; «Альчевск» 19.06.1954СахМП
23923«Ворошиловград»; «Славянск» 06.11.1954СахМП; ДВМП
24924«Сталино»; «Донец» 18.12.1954СахМП
25937«Северная Двина» 11.05.1955СМП
26938«Западная Двина» 25.07.1955СМП
27939«Южный Буг» 30.10.1955СМП
28998«Днестр» 17.08.1956СМП
29999«Донец» 24.10.1956СМП

Автор капитан В.Н. Филимонов

0