Грузовой пароход «Могилев»

Грузовой пароход "Могилев" типа "Хасан".

Грузовой пароход «Могилев» относился к пароходам типа «Хасан», разработанному по заказу Советского Союза конструкторским бюро завода «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку, Финляндия.
Пароход «Могилев» был построен в декабре 1952 года на заводе «Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку.
Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, однопалубное, полнонаборное трехостровное – с баком, ютом и средней надстройкой, со средним расположением машинного отделения, двумя грузовыми трюмами, полуледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Корпус был набран по поперечной системе набора. На первых судах для соединения использовалась клепка, на последующих – сварка.
Пароход предназначался в основном для перевозки лесоматериалов, однако мог перевозить различные генеральные и навалочные грузы.
На каждом грузовом трюме имелось по два центрально расположенных люка, однако их раскрытие было незначительным и поэтому под палубой оставались «карманы» от 3,5 до 6 метров.
Данный тип лесовоза стал последним в советском флоте, на котором в качестве люковых закрытий применялись деревянные лючины с закладными съемными лючинами. Впоследствии, во время капитальных ремонтов, на большинстве судов лючины были заменены металлическими люковыми закрытиями.
Класс Регистра СССР: КМ*Л3.
Пароход имел неограниченный район плавания и мог эксплуатироваться во всех морях и океанах.

Чертеж с общим видом парохода типа "Хасан"

Технические характеристики судна:

Валовая вместимость – 2586 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1387 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 3100 тонн.
Грузоподъемность – 2588 тонн.
Вес судна порожнем – 1625 тонн.
Весовое водоизмещение – 4725 тонн.
Длина наибольшая – 89,95 м.
Длина между перпендикулярами – 84,90 м
Ширина – 13,06 м.
Высота корпуса – 6,50 м.
Средняя осадка в полном грузу – 5,64 м.
В качестве главного двигателя на пароходе была установлена сдвоенная золотниковая полупрямоточная паровая машина марки «Христиансен Майер». Машина была изготовлена также на заводе Крейтон Вулкан» («Crichton-Vulcan») в городе Турку. Эксплуатационная мощность машины составляла 950 и. л. с. Гребной винт вращался со скоростью 100 об/мин и в полном грузу пароход имел эксплуатационную скорость около 9,5 узл.
На пароходе был установлен стальной, цельнолитой, четырёхлопастной винт диаметром 4,0 м, с шагом 3,16 м, с дисковым отношением 0,41, массой 4730 кг.
Полные запасы топлива – 320 тонн. Воды – 188 тонн. С данными запасами пароход мог проплыть 5340 миль.
Грузовое устройство состояло из 8 легких грузовых стрел, грузоподъемностью 3 тонны, с дальностью вылета за борт 5,5 метров. При спаренной работе стрелами грузоподъемность составляла 1,5 тонны. На баке и юте стрелы были установлены на мачтах, а у лобовой и кормовой стенок средней надстройки – на колоннах.
Лебедки грузовых стрел приводились в действие паром и имели тяговое усилие 3 тонны. Собственно, как правило, на пароходах большинство механизмов имело паровые приводы: генераторы, брашпиль, рулевая машина.
Якорное устройство состояло из брашпиля, двух якорей Холла весом 2122 кг и 2040 кг, якорной цепи калибром 46 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 200 м.
Рулевое устройство приводилось в действие двухцилиндровой паровой машиной, тип руля – небалансирный. Ахтерштевень не имел ледового выступа («ледового зуба») для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах.
Команда состояла из 31 моряка. Также имелись запасные спальные места для практикантов и лоцманов – 5 койко-мест. Каюты размещались в средней и кормовой надстройках.

Пароход был приписан к порту Архангельск.
За время эксплуатации пароход выполнял рейсы в европейские порты, а в период летней навигации совершал плавания по Северному морскому пути в порты советской Арктики.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0