Грузовое судно «Bore IX» — Балтийский Ллойд

Грузовое судно «Bore IX»

 

 

Судно «Bore IX» было построено в июле 1967 года на верфи Laivateollisuus Oy в финском Турку и принадлежало финской судоходной компании Höyrylaiva Oy Bore — Ångfartygs Ab Bore в порта Турку.

Флаг судна Финляндия.

Номер ИМО 6712617.

Позывной сигнал OGTQ

Валовая вместимость 492 б.р.т.

Дедвейт 950 тонн.

Длина 71,64 метра.

Ширина 11,02 метра.

Осадка 5,45 метра.

Мощность главного двигателя 1400 л.с.

Экипаж 13 человек.

Судно имело два грузовых крана и было предназначено для перевозки генеральных грузов.

Фото судна Bore IX

В мае и июне 1968 года в течение 10 дней судно использовалось Национальным советом гражданского строительства Финляндии на Сайменском канале в качестве испытательного судна. 

В январе 1969 года в финском порту Кеми, расположенном в северной части Ботнического залива, судно было загружено кипами целлюлозы, назначением на Лондон. Погрузка производилась судовыми кранами. Во время погрузки целлюлозы на твиндек во время подъема кип с причала одновременно двумя кранами, судно сильно накренилось, однако этому не придали значения, посчитав, что крен возник от одновременного подъема груза двумя судовыми кранами. После окончания погрузки, судно имело дифферент на нос, то есть осадка носом была больше, чем осадка кормой. В таком состоянии судно под командованием капитана Бургер Акерфельта и экипажем из 12 человек вышло из порта Кеми и направилось в британский порт Лондон.

Фрагмент карты Балтийского моря

Карта с маршрутом перехода и районом гибели сухогруз «Bore IX» 19 января 1969 года.

В середине января 1969 года мощная циклоническая система из трех глубоких циклонов с центрами примерно на широте 50 С.Ш. между 10 и 30 З.Д. с атмосферным давлением между 974 мбр в восточней части и 981 мбр в западной, сместилась в восточную часть Северной Атлантики и вызвала жестокие шторма на всем пространстве от Лабрадорского моря до Пиренейского полуострова, с силой ветра до 50 узлов (примерно 25 метров в секунду).

Около полудня 13 января все три центра низкого давления слились в один мощный циклон 965 мбр с центром над Ирландским морем и начал смещаться на север. Поздно вечером 14-го, перемещаясь в район Оркнейских островов он разделился на два центра; новый центр (964 мб) был расположен к северо-западу от Ирландии.  Максимальная   скорость ветра уменьшилась примерно до 45 узлов. 15-го числа западный циклон ослаб до 969 мбр и поглотил циклон над Оркнейскими островами. Этот циклон прошел через Ирландию и южную Англию, и постепенно ослабевая, в полдень 16-го располагался  над Северным морем, а к началу следующих суток сместился дальше на восток принеся штормы на Балтику и Средиземное море, где 17-го  к юго-западу от острова Сардиния затонул панамский сухогруз «Ригель», на котором из 21 члена экипажа югославский сухогруз «Subicekov» спас 11 человек, а остальные погибли. 

На Балтике 19 января, в вызванный циклоном шторм, попал и следовавший в Лондон сухогруз «Bore IX». Пройдя пролив Сёдра-Кваркен судно вышло в Северную Балтику где в ночь на 19-е обледенело и у него возник постоянный крен примерно в 10-13 градусов на левый борт. Экипажу удалось сколоть лед и судно выправилось, странно, что капитана не насторожило, что судно получило столь большой крен от обледенения, ведь очевидно, что крен был связан с недостаточной метацентрической высотой. Вечером 19-го после 18 часов судно начало крениться на правый борт, а после 20 часов крен быстро увеличился до 35 градусов и с судна был подан сигнал бедствия. В это время судно находилось примерно в 14 милях от шведского маяка Альмагрундет. Экипаж сбросил за борт надувной спасательный плот, однако в него успели спустится только шесть человек и его отнесло от борта. Этих моряков удалось поднять живыми на шведский спасательный вертолет. Остальные шесть человек, включая капитана погибли. Тело одного погибшего было найдено спасателями, остальных так и не нашли.

Очевидно, что судно затонуло от потери остойчивости, причиной которой стала неправильная загрузка целлюлозой.


Автор капитан В.Н. Филимонов

Для связи