Бурачек Степан Онисимович — Балтийский Ллойд

Бурачек Степан Онисимович

  

 

«Общий Морской Список», Часть VI. 

Царствование Павла I и царствование Александра I. Стр. 470 — 473

 

 

1812 г. июня 5. Поступил в училище корабельной архитектуры учеником.

1815 г. По окончании курса наук, проходимых в училище, оставлен при нем на два года, в должности помощника репетитора профессора высшей математики, аналитической механики и теории кораблестроения. Вместе с этим, был назначен содержателем всего училищного имущества.

1817 г. августа 23. Выпущен из училища, с производством в 12 класс, с званием обученного тиммермана, и с назначением к машинному мастерству.

1819 г. августа 27. Командирован в Казань, в штат правления Низового округа корабельных лесов.

1820 г. Построил при Казанском адмиралтействе 16-ти пушечный корвет «Г е р к у л е с» для Каспийского моря.

1821 г. августа 10. Командирован в астраханский порт. Ноября 30. Произведен в драфцманы.

1823— 1825 г. Построил при астраханском порте 3 эмбенские бота, транспорт «Я и к», 6-ти пушечную яхту «М а р ф а», 12-ти пушечный бриг «О р е л», транспорт «П е т р», парню для распаривания досок и пристань ъ ротондой и подъемном мостом.

1826 г. ноября 22. Произведен в помощники корабельного мастера. Декабря 22. Переименован в подпоручики корпуса корабельных инженеров.

1827 — 1830 г. Построил при том же порте 12-ти пушечные бриги: «Э р и в а н ь», «Сардар-Абад», «Т а в р и з» и «Аббас-Абад»; 8-ми пушечные бриги: «А р д е б и д ь», «Джеван-Булак», «Т у р к м е н ч а й» и «М и а н а»; пароходы «К у р а» и «А р а к с» и четыре транспорта. Исправлял военные и поступившие в амбарго купеческие суда.

1828 г. декабря 26. Произведен в поручики.

1830 г. января 1. Произведен в Штабс-капитаны.

1831 г. Переведен к Петербургскому порту Декабря 31. Произведен в Капитаны.

1832 г. Начал преподавать курс корабельной архитектуры и теории кораблестроения в офицерских классах Морского корпуса. Находился при построении в Петербургском порте 84-х пушечного корабля «В л а д и м и р» и 2-х канонерских лодок.

1834 г. Награжден орденом Св. Станислава 4 степени. (что ныне 3 й).

1835— 1839 г. По составленному им проекту, чертежу и смете построил в Новом адмиралтействе модель 60-ти пушечного фрегата, в 40 фут длины, для обучения гардемарин Морского корпуса. В составных частях этой модели был изображен последовательный ход усовершенствований в корабельной архитектуре и указано какой должна быть каждая часть, на основании требований науки кораблестроения и хозяйственной экономии. Находился при построении 84-х пушечного корабля «Л е ф о р т», и самостоятельно, по своему чертежу построил затворный понтон (ботопорт) для крытого каменного эллинга в Новом адмиралтействе и, также, эллинг под модель разборного фрегата в зале Морского корпуса.

1837— 1842 г. Состоял членом комитета для приложения электромагнетизма к движению машин, по способу предложенному академиком Якоби.

1838 г. апреля 3 Произведен в Подполковники.

1841 г. Назначен членом особого комитета для рассмотрения чертежей, относящихся до кораблестроения.

1842 г. Построил в Новом адмиралтействе эллинг для малых судов. Назначен членом в Инженерное отделение Военно-ученого комитета, где участвовал в составлении правил о сроке просушки леса, прежде употребления его в дело.

1843 и 1844 г. Строил при петербургском порте пароходо-фрегат «Х р а б р ы й».

1845 г. Награжден орденом Св. Анны 3 степени «за усердное преподавание теории кораблестроения в старшем офицерском классе при Морском кадетском корпусе.

1847 г. Занимался исполнением поручения о приведении рангоута и парусов в нормальные величины.

1848 г. При Кронштадтском порте, удостоенный к сломке корабль «Г а н г у т» исправил так, что он сделал несколько плаваний. Декабря 6. Произведен в Полковники.

1851 г. Произвел, по предложенному им способу, исправление корабельных камелей, которые прослужили после этого еще шесть лет.

1850—1852 г. Состоял в дефектных комиссиях для освидетельствования судов при кронштадтском порте и в комиссии для освидетельствования дубовых лесов.

1853 г. Награжден орденом Св. Владимира 4 степени за 25 лет службы в офицерских чинах.

1854 г. декабря 6. Произведен в Генерал-майоры.

1858 г. мая 26. За 30-ти летнюю учебную службу в офицерских классах Морского корпуса назначена пенсия по 840 рублей в год.

1862 г. Назначен членом Учебного совета Академического курса морских наук, образованного из бывших Офицерских классов.

1863 г. Награжден орденом Св. Станислава 1 степени.

1867 г. По случаю 50-ти летия службы в офицерских чинах, награжден золотой украшенной бриллиантами табакеркой, с вензелевым изображением имени Его Величества.

1869 г. января 1. Произведен в Генерал-лейтенанты.

1876 г. декабря 26. Скончался.


Десятилетняя служба его при Астраханском порте представляет редкий пример самостоятельной практической деятельности и научных изысканий по усовершенствованию науки кораблестроения в России. Он заведывал всеми работами и мастерскими порта, устроил заново верфь с эллингами и строил все военные и грузовые суда по собственным своим чертежам. В своем преподавании в Морском корпусе он значительно изменил все содержание корабельной архитектуры в научном отношении, устранив учебник теории кораблестроения П. Я. Гамалия, как основанный на ложной теории Ромма. Все сделанное им для науки корабельной архитектуры, содержится в «Программе теории корабля», изданной в 1847 году, и во многих других сочинениях; главное же в статье «Наука и искусство корабельного зодчества», начатой печатанием при Морском Сборнике, и конец которой находится в рукописи. С 1840 по 1845 год издавал, в строгом нравственно-религиозном духе, замечательный во многих отношениях, журнал «Маяк».