Смартфон, как причина кораблекрушения – Балтийский Ллойд

Смартфон, как причина кораблекрушения

 

Балкер на рифах

Балкер Wakashio на прибрежных рифах острова Маврикий

Мобильные телефоны стали использоваться на торговых судах примерно с 1995 года. Хотя в то время мобильный телефон использовался только как средство связи, он уже таил в себе скрытую угрозу для безопасности мореплавания. По мере совершенствования мобильников и их трансформации в смартфоны, угроза из скрытой стремительно стала явной.

Сейчас трудно точно сказать, когда «умный телефон» впервые стал причиной аварии или кораблекрушения торгового судна, зато точно можно сказать, что та авария не стала «альфой и омегой».

В сентябре 2015 года контейнеровоз «Trinidad Trader» вблизи Гонконга столкнулся с китайским рыболовным судном и, не остановившись для оказания помощи, получившему повреждения судну, полным ходом покинул место происшествия. Более того, вахтенный помощник капитана выключил AIS – Automatic Identification System и не сообщил капитану о случившемся, также он сообщил ложную информацию, Береговой службе по контролю за движением судов, вызвавшей судно по радиосвязи. Напрасно он совершил все эти преступные действия, потому что Береговая охрана Китая вычислила судно и задержала его в порту Нингбо. Убытки по аварии обошлись судовладельцу, точнее Управляющей компании, более чем в 120 тысяч долларов.

Причиной аварии стало то, что вахтенный помощник отвлекся от выполнения своих прямых обязанностей, в частности от ведения надлежащего непрерывного наблюдения, которое требуется Правилом 5, МППСС-72, и полностью сосредоточился на своем мобильном устройстве.

В июле 2018 года в Балтийском море автомобилевоз «Makassar Highway» с полного хода выскочил на банку у восточного побережья Швеции. Было заявлено, что одной из причин отклонения судна от намеченного курса стало желание вахтенного помощника капитана приблизиться к берегу, чтобы иметь устойчивый сигнал для использования мобильной связи. В том случае Балтийскому морю повезло, судно не погибло и масштабного разлива дизельного топлива не произошло.

Разумеется, что никаких выводов о причинах аварий международным морским сообществом, на уровне ИМО, сделано не было и никаких действий, направленных на уменьшение влияния новой угрозы на безопасность мореплавания не предпринималось. Причем, наивно полагать, что угроза заключается исключительно в использовании мобильного устройства в личных целях. Конечно же нет, судовые мобильные и спутниковые средства связи представляют значительно большую угрозу, вернее сказать, не сами средства, а порядок их использования.

Поскольку никаких профилактических действий не было предпринято, то следующая авария была лишь вопросом времени. Сколько их произошло именно от ненадлежащего использования мобильных устройств сказать невозможно, да и точные цифры не будут иметь никакого значения даже для целей статистики, например, мы можем с уверенностью сказать, что за последние 23 года, произошло, как минимум, 155 аварийных случаев по причине сна судоводителей на вахте, вызванного их переутомлением, и что, разве были предприняты меры для внесения изменений в  правила выдачи судовых свидетельств о минимальном составе экипажей? Разумеется нет.

Значительно существеннее другое, а именно, постоянное существование угрозы и неизбежность аварий, кораблекрушений, загрязнения окружающей среды и причинение вреда здоровью людей. Подтверждением тому являются продолжающиеся аварии и кораблекрушения.

Самым значимым из кораблекрушений, причиной которых стало использование мобильного устройства, стала посадка на риф балкера класса Capesize в Индийском океане, произошедшая 25 июля уходящего года.

Балкер «Wakashio», принадлежащий японской судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines (MOL), совершал переход в балласте из Китая в Бразилию. Утром 25 июля, проходя мимо острова Маврикий, вахтенный помощник капитана изменил курс, для того чтобы подойти ближе к берегу и иметь устойчивый сигнал для мобильной связи. Он приблизился настолько близко к берегу, что 300 метровый балкер, дедвейтом 203130 тонн сел на прибрежный риф.

Предпринятые попытки снять балкер с рифа не увенчались успехом, более того, корпус балкера начал разрушаться и дизельное топливо начало вытекать из поврежденных танков за борт.

Благодаря предпринятым мерам удалось перекачать из топливных танков балкера в подошедший танкер около 3 тысяч тон, однако около 700 тонн вытекло в океан и стало источником самого масштабного в истории Маврикия загрязнения окружающей среды. Балкер разрушился, его обломки и образовавшийся от разрушения судна мусор так же стали источником загрязнения прибрежных рифов и пляжей.

Полиция Маврикия арестовала капитана балкера и старшего помощника капитана, который был на вахте в момент крушения.

Огромное океанское грузовое судно перестало существовать и явилось источником масштабного загрязнения прибрежных вод острова Маврикий, потому что капитану и старпому потребовалась мобильная связь для личных целей. Какое они понесут наказание, решит суд Маврикия.


Автор капитан В.Н. Филимонов

+2