Строительство рыболовных судов в России

В последнее время средства массовой информации запестрели статьями о закладке на судостроительных заводах страны рыболовных траулеров для российских рыболовных компаний. В данной статье обобщим информацию, полученную из открытых источников и попытаемся понять, что значит для судостроительной промышленности и смежных отраслей строительство заложенных и планирующихся к строительству рыболовных судов.

Мы не будем блуждать по бескрайним просторам нашей страны, так как в данный момент строительство сосредоточено только на Северо-Западе: в Петрограде (ну не нравится мне нынешнее название этого великого города, да и пишу его всегда с ошибками. Вообще, все названия городов, оканчивающиеся на «бург» есть чуждые в нашем языке. Наши кондовые названия оканчиваются на «град». Если город назван в честь Великого Петра, то и название ему должно даваться в соответствии с правилами русской топонимики), Выборге и Калининграде.

Посмотрим, что же у нас находится в постройке и какие контракты на строительство подписаны.

 

Судостроительный завод Пелла:

Траулер проекта 03095 – 2 единицы. Главные размерения: длина 70 м., ширина 13,5 м., осадка 6,6 м., водоизмещение 3700т., Заморозка до 100 тонн рыбы в сутки. Двигатель Wartsila 9L32, мощностью 5220 кВт. Судно имеет двойной класс Регистра: Российский и DNV-GL.

Все бы хорошо, однако движки иностранные, остальная начинка также иностранная. И уж совсем непонятно зачем тратить деньги на двойной класс Регистра, если судно строится для эксплуатации в России.

Оба траулера находятся в постройке.

 

Выборгский судостроительный завод:

Морозильный траулер проекта ST-118L-ATF – 2 единицы. Проект данного траулера — это совместная разработка норвежской компании Skipsteknisk и украинской компании «Морское Инженерное Бюро». Слов нет, проект отличный, только вот незадача все оборудование иностранного производства. Траулеры находятся в постройке.

Приблизительная стоимость одного траулера около 42 млн евро. В данную сумму не входит стоимость рыбоперерабатывающего оборудования и его установка. В Рейкьявике мне доводилось видеть траулер данного проекта, построенный в Турции. Исландский лоцман сказал, что судно отличное, но уж очень дорогое! Если дорогое даже по исландским меркам, то можно представить насколько дорогое оно будет у нас.

 

Адмиралтейские верфи:

Самый внушительный заказ, как по количеству судов, так и по сумме заказа, достался Адмиралтейским верфям. Это траулер проекта ST-192RFS – 6 единиц. Проект испанский и головное судно будет строиться в Виго в Испании на верфи MetalShips & Docks S.A. Данный траулер относится к типу Больших рыболовецких траулеров. Длина 108 м, ширина 21 м, осадка 8,8 м, дедвейт 5300 т, мощность главного двигателя 7200 кВт. Вся начинка данных траулеров соответственно иностранная. Проект отличный. Контракт подписан, но строительство пока не началось.

Во время распада Союз, испанцы построили для нас серию из 30 траулеров, которые и до настоящего времени успешно трудятся. Тогда это было оправдано, так как все судостроительные заводы страны были загружены заказами, что называется «под завязку».

Стоимость данного заказа около 37 миллиардов рублей, что по нынешнему курсу это составляет 627 млн долларов. Делим на 6 и получаем стоимость одного траулера около 104 млн долларов. По мне так стоимость огромная! И вызвана она как раз тем, что вся «начинка» иностранная.

 

Северная верфь:

Ярусолов-процессор – 4 единицы. Проект судна норвежской компании Marin Teknikk AS. Главные размерения судна: длина 59 м, ширина 13 м, водоизмещение 2000 т. Очевидно, что проект судна отличный, вот только вся «начинка» иностранная. Контракт на строительство подписан, но строительство судов пока не началось.

Не совсем понятно для чего закладывать серию из четырех средних траулеров на военном заводе, перегруженном заказами для Российского ВМФ. Им бы хоть военные корабли научиться в срок сдавать.

 

Калининградский судостроительный завод Янтарь:

Рыболовецкий траулер-сейнер проекта SK-3101R – 3 единицы. Проект норвежской компании Skipskompetanse. Вне всякого сомнения, проект отличный. Норвежцы проектируют и строят великолепные рыболовные суда. Начинка соответственно вся иностранная. Траулеры заложены и находятся в разной степени готовности

Вызывает недоумение название траулеров: «Ленинец», «Командор», «Ударник»! Первое и  третье говорят о ностальгии владельцев по временам Советского Союза, а второе о воздыхании по «липовым» заслугам датского наемника Витуса Беринга. Это в основном его упоминают как командора. Остальных российских мореплавателей, как правило, упоминают с другими званиями: адмирал, капитан 1-го ранга, капитан-лейтенант и так далее. Хотя великий русский мореплаватель Василий Михайлович Головнин в своей книге «Флота Капитан-Лейтенанта (ныне Капитана первого ранга) Головнина, о плавании его на шлюпе Диане, для описи Курильских островов, в 1811 году» ссылаясь на карту Крузенштерна, называет его Капитан-Командором. Тем не менее, со второй половины 19-го века уж очень редко употреблялось звание капитан-командор к другим мореплавателям, кроме Беринга. Оно как бы стало означать именно Беринга. Как например, когда говорили «Неистовый Виссарион», то все знали, что имеется ввиду русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Так что полагаю, именно в честь Беринга и назван строящийся траулер, таким в общем-то безликим названием.

 

Таким образом в данное время находятся в постройке 7 единиц и на 10 единиц подписаны контракты. Много это или мало каждый решает сам. В сравнении с потребностью России в рыболовных судах можно сказать, что это мизерное количество, если еще учесть, что поставка многих из судов растянется как минимум до 2022 года.

Проанализируем строительство вышеперечисленных траулеров с точки зрения влияния на отечественную судостроительную промышленность и сопутствующие отрасли.

Как уже отмечалось выше вся «начинка» судов иностранная: от главных двигателей и до выключателей освещения. Это значит, что в России на неопределенный срок откладывается выпуск оборудования для судов. Корпусные работы, при всей их кажущейся сложности, являются наиболее примитивным процессом строительства и не оказывают заметного влияния на развитие промышленности. Тогда как производство судовых двигателей, механизмов, приборов и прочего оборудования приводит к развитию машиностроения и влечет за собой создание большого количества рабочих мест на предприятиях страны.

В виду того, что оборудование траулеров иностранное, то развитие отечественного судового оборудования откладывается и продолжается дальнейшая зависимость государства от иностранной техники. В данный момент зависимость полная, то есть критическая, или лучше сказать катастрофическая. Подкрепим сказанное фактами.

На строящемся атомном ледоколе «Арктика» палубные механизмы: брашпили и швартовные лебедки изготовлены в Испании. Оно может быть и ничего, только вот судя по фотографиям в соответствии с проектом планировали механизмы от другого производитель, а потом, в виду санкций пришлось срочно искать им замену.

Маркировка испанской фирмы. Им есть чем гордиться. Еще бы! Их механизмы устанавливаются на новейшем Российском атомоходе!

Размер фундаментов значительно больше основания брашпилей и швартовных лебедок. Ошибка при проектировании? – это вряд ли. В процессе эксплуатации, об эти фундаменты, еще не один моряк ноженьки обобьёт. Испанские механизмы может быть и неплохие, но они точно не проектировались специально для атомного ледокола и эксплуатации в Арктики. Или страна никаким боком не выходящая к Арктике, в которой самая северная граница соответствует нашей почти самой южной границе, спроектировала и освоила выпуск палубных механизмов для Арктики? Но тогда получается, что наши проектировщики новейшего атомного ледокола допустили ошибку в размере фундаментов для механизмов? Вещь почти не вероятная! Можно было бы порадоваться достижениям потомков Сервантеса, но мне знаете ли за нашу Российскую Державу обидно! Получается, что на новый атомоход установили заведомо непригодные механизмы. Помните великолепный фильм «К-19»? В начале фильма, учения по пуску ракеты сорвались из-за короткого замыкания в приборах. Мне понравился ответ Старшего офицера подводной лодки, актера Лиама Нисона на извечный русский вопрос «Кто виноват?». «Откуда мне знать имя идиота, поставившего пятикопеечный предохранитель на рублевую нагрузку!». Как понимаете, на рублевую нагрузку и предохранитель должен быть рублевый. В Арктике должна эксплуатироваться только техника специально для этого спроектированная. Спроектированная, испытанная и изготовленная в России!

Еще один немаловажный аспект. С высоких трибун, к месту и не очень, на разных уровнях, громогласно заявляется о необходимости импортозамещения различной продукции, а тем временем закладываются суда, полностью напичканные иностранным оборудованием. Прям Двуликий Янус какой-то.

При всей безнадеги со строительством судов на Российских верфях, положительный аспект тем не менее существует. Моряки, по крайней мере, будут работать с современной техникой хорошего качества, а значит хоть это облегчит их не легкий труд.


Автор капитан В. Н. Филимонов

2+