Современное судостроение в России

В нашем обзоре мы расскажем о состоянии гражданского судостроения в современной России. Причем именно грузового флота. Мы пройдемся по всем нам известным судостроительным предприятиям страны и узнаем, как обстоят дела на стапелях.

Начнем с морской столицы. Увы, здесь, не смотря на приличную загруженность судостроительных мощностей, грузовых судов в данный момент не строят ни на одном заводе. И о планах строительства ничего не слышно. Рядом с Питером, Выборгский завод. Работа кипит, но увы, это строят ледоколы. Ледоколы конечно же нужны. Главное, чтобы были корабли, для которых им предстоит крушить льды и пробивать каналы. Там же на Балтике, в Калининграде, «Прибалтийский судостроительный завод Янтарь». И здесь стапеля не пустуют. Однако и это не наша тема. Всё, Балтику мы кругом обошли, сухогрузов не нашли. Грустно стало немного. Ну да Россия слава Богу большая, может что еще и найдем. Осмотрим наш Север. А здесь собственно только Северодвинск. Вот где судостроительная мощь чувствуется! Но это все для защиты государства. Наших заказов здесь и не ждут. На юге у нас отродясь ничего не строили, так что и заводов нет. Кроме Крыма. Крым конечно Российский, его мы и осмотрим. Рассмотрим отдельно, потому что заводы здесь имеются. И какие! От одного названия «Залив», дух захватывает! Именно в его доках были построены танкера типа «Крым» и атомный лихтеровоз «Севморпуть» и множество других гражданских судов. Но когда это было! Сейчас построить тоже могут, однако не все так просто. Построить можно, а вот в иностранные порты зайти эти корабли вряд ли смогу. Уж очень велик риск попасть под арест по иску от правительства Украины. Хотя я и употребил слово корабль, но имел в виду конечно же гражданский, а не военный. Военный корабль защищен иммунитетом от любых исков и арестов. А гражданский никак не защищен. Арестуют в пять секунд, потому как Крым, как часть России, не слышно, чтобы кто-то признал. Но строить для внутреннего потребления вполне себе можно. И даже нужно. Но, что-то не слышно о ближайших планах. Да и со схемой финансирования будут сложности. Из-за этого банк под санкции наверняка попадет. Вы видели отделения «Сбера» в Крыму? Правильно, не говорите, что не видели, а то въезд на Украину закроют на три года. Скажите лучше, слышали, что их там, в смысле отделений Сбербанка, нет. И других больших банков тоже нет. Так что, по приведенному раскладу, не скоро начнут строительство гражданских судов в Крыму. А, по моему мнению, в России лучшего места для судостроения, чем Крым, просто нет. Тепло и сухо, для стали и краски, то что надо. По существу, дела, на юге мы, как и ожидалось, ничего не нашли. Ну что же, остался Дальний восток. Путь не близкий, но проделать придется. Начинаем осмотр, а осматривать то и нечего! Мега проект под названием «Судостроительный комплекс Звезда» пока не завершен, больше в приморских городах, занимающихся гражданкой заводов и нет. Нет, может какой один танкерок, маленький, и стоится, но разыскивать иголку в стоге сена не будем. Одним словом, и на ДВ нам не удалось ничего обнаружить. Подведем итог. Мы обозрели все судостроительные заводы в приморских городах России. Пусто! Ни одного гражданского грузового судна обнаружить нам не удалось. Может маскировка? Может и маскировка. Это пока еще не окончание обзора. У нас, кроме как в приморских городах, судостроительные заводы имеются и на внутренних водных путях. Вот по ним мы и отправимся в речные круизы. И начнем, как уже стало традицией, с Невских просторов.

У истоков Невы, на Ладоге, в городке с труднопроизносимым названием Шлиссельбург, находится ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Пройдемся по нему, если разрешат конечно. Завод частный и владельцы очень серьезные, поэтому будем соблюдать осторожность и в словах, и в делах. Вот! Вот она, долгожданная находка! Обнаруживаем корпус недостроенного сухогруза проекта RSD49. Он здесь хранится уже пару лет точно. Последний из десяти запланированных судов для Северо-западного флота. Помните, мы упоминали о нем в нашем обзоре о судоходстве в России? Все суда строились по лизинговой схеме. Семь единиц построили. Названия у них «Нева-Лидер» и порядковый номер от 1 до 7. Три корпуса стояли недостроенные. В прошлом году два достроили и передали судоходной компании из Казахстана, а этот последний пока ждет хозяина. Собственно, его осталось, как говорят судостроители, «насытить» оборудованием, и готов. Была информация, что достроят для компании ООО «Пола Райз». Ох уж эти названия и аббревиатуры! Не знаешь, как и переводится. Я начал искать варианты, у меня, наверное, как и у вас получилось, и я от греха подальше отказался. Ну Пола, и шо с того.  Мне старые названия больше нравятся. Например, Беломорско-Онежское пароходство! Такой свежестью от Онегушко повеяло! И легким селёдочным душком «беломорочки». Это вид селедки, в Белом море обитает. Вкуснятина я вам скажу. Даже без того, о чем вы подумали. Однако продолжим, а то задержал я вас, наверное. На Онего мы еще заглянем. Здесь же, на Невском заводе, нам удалось обнаружить, резку стали для пяти новых сухогрузов типа «река-море», проекта RSD59. Они будут строиться по лизинговой схеме, все для той же «Пола Райз». Итак, у нас имеется хоть что-то – 6 единиц, из них 5 пока условных. Уже что-то. Продолжим обзор. Мы прибываем на Онего, в очередной град Великого Петра – Петрозаводск. На «Онежском судостроительном заводе» жизнь идет, однако флот строится для обслуживания водных путей. Кто же спорит, флот нужный. Грузового однако нет и приплюсовать нам пока нечего. На север даже соваться не будем, там ничего нет. Северные речные заводы если и не закрылись, то вряд ли что-нибудь строят, так как отродясь сухогрузов не страивали. На Волге заводов полно. Рыбинск, Ярославль, Кострома – пусто. Сормово – наш речной гигант! Здесь нам будет что приплюсовать. Пять танкеров «река-море» в постройке и пять сухогрузов проекта RSD 59 в планах. Сдать должны в 2018 г. Они будут строиться по лизинговой схеме, все для той же «Пола Райз». Однако. Может и другие судоходные компании прозвучат в числе заказчиков грузовых судов? Может быть. Есть одна присказка у штурманов. Расскажу ее, хоть немного отвлеку от грустного обзора. «Все может быть, все может статься. Сын может мать свою забыть, жених с невестою расстаться.  Но, чтобы штурман бросил пить? Не может быть! Не может быть!» Итак, Сормово пополнило наш список 10 единицами. Итого на данный момент имеем 16 заказов. Рядом с Нижним, в верх по красавице Оке поднимаемся до Навашино. Недавно спустили здесь сухогруз «Балт-флот 15».  Вроде еще заказ на пару судов, но не точно, поэтому приплюсуем 1. Всего имеем 17 единиц.  Больше не буду вас утомлять. Городец – пусто. Пермь — пусто. Зеленодольск – пусто. Волгоград – пусто. В Астрахани на «Лотосе» заложили один сухогруз проекта RSD 49, по лизинговой схеме для Аншипа. И пара танкеров «река-море», кажется. Итого имеем 20 единиц. Собственно, это все. Можно конечно, так же с шутками и прибаутками, пройтись по оставшимся заводам на Дону и в необъятной Сибири и ДВ. Но стоит ли? Судов мы там все равно не обнаружим. Хотя нет. За Урал перемахнуть стоит. Просторы то там какие! Расстояньища! Сто верст не крюк! Ну кто еще мог выдумать такую поговорку? Только люди, испокон века привыкшие жить свободно и на просторе. На Оби и Иртыше ничего мы не найдем, так что сразу на Енисей. От Оби до Енисея можно и каналом пройти, но давно заброшен и для наших судов не пригоден. На Енисее — в Красноярск. Мне очень нравится название города. Смачное такое слово. А «ярск»! Кондовое, кряжистое такое! Так и чудится мощь богатырская! Ярск, Брянск, Ряжск. Или вздуриться, взъяриться. Основа мне кажется она и та же.  Граждане филологи подсобите если есть желание. Как вы догадались название Красноярск мне более симпатично, чем города, оканчивающиеся на «бург». Оно и понятно. Как сказал наш Александр Сергеевич, нет не Пушкин, а Грибоедов:«Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен! — Вот вас бы с тётушкою свесть, чтоб всех знакомых перечесть…»

В Красноярске, на судостроительном заводе, в советское время была построена серия судов «Омский». Правильнее, разумеется, называть эти суда типа «Якутск», однако под этим брэндом их никто м знать то не знает, а вот «Омский» многие слышали, встречали, а моряки так и работали. Проектировали их, и строили, для работы на Сибирских реках с выходом в прибрежные морские воды СМП. В «лихие» годы их все перегнали в европейскую Россию, а несколько единиц на ДВ. После усиления прочности корпуса и переоборудования их интенсивно используют на Балтике, в Черном и Каспийском морях, а на ДВ — в Японском и Охотском. Так что завод способен строить очень даже неплохие грузовые корабли. Была бы только воля руководства Минпрома и прочих профильных министерств и ведомств. Длинно, но они там любят, когда все запутанно и непонятно. Как бы не нравился мне Красноярск, задерживаться дольше, чем необходимо для нашей цели не будем и двинем, старым, проторенным еще Алексеем Чириковым, братьями Лаптевыми, Степаном Крашенинниковым, Гавриилом Сарычевым и многими другими нашими знаменитыми соотечественниками, путем на Лену. Придирчивый читатель обратит внимание, что не упомянуто ни одно иностранное имя того времени. Это ведь Чириков был под началом Беринга, а Гавриил Андреевич под начальством Биллингса. Но мне, свершения наших вызывают больше уважения и почитания. Да и как можно уважать командира, который вместо того чтобы стремиться к открытиям, делал все, чтобы эти самые открытия свести к минимуму или оставить неопределенность! И так в обоих экспедициях. Это я о Беринге. Вы читали отчет Беринга об экспедиции 1727 – 1730 г.? Правильно, и не вы одни не читали. Да и никто не читал! Беринг писал не на русском и сразу по возвращении в столицу отправил отчет в Европу! Вот так! Великого Петра, да и Петр II тоже уже не было, время было смутное, Анне Иоанновне точно не до отчета Беринга было. И если бы не доклад Алексея Чирикова да не обнаруженный случайно в 1823 году пытливым Берхом журнал мичмана Петра Чаплина, то наши сведения о Первой Камчатской экспедиции были бы ой какие скудные. Да мы бы о ней знали меньше чем о плавании Колумба! И только вдумайтесь, журнал обнаружили почти что 100 лет спустя! Жесть! А для Беринга, вторая экспедиция закончилась на одноименном с ним острове, где он и покоится с миром. Точное место погребения не известно. О второй экспедиции кое-что осталось благодаря спутнику Беринга — Ваксману. Он с Берингом на острове зимовал. Когда оставшиеся в живых члены команды «Св. Петра» решали, как добраться до Камчатки: ломать на части поврежденный корабль или чинить его, то только один Дмитрий Овцын отказался ломать Государев корабль, пусть и сильно поврежденный, и не поставил свою подпись под коллективным решением. Вот пример радения о государственной собственности! Все иностранцы были за то, чтобы разобрать корабль на части и смастерить шлюпки для перехода на Камчатку. Правда корабль разобрали и шлюпки смастерили. И по всей видимости, это было правильное решение. Но сам факт радения моряка о сохранности государственного имущества не может не вызывать восхищения! Русский человек, на краю Земли понимал, что разобрав корабль на шлюпки, его уже никогда не собрать вновь! И не права в данном случае наша, может быть и многими любимая поговорка о том, что «ломать не строить…». Оказывается, что душа болит, и ещё как болит. Особенно на краю Империи. Наша цель не анализ действий Беринга и Биллингса, поэтому упомянем, что спутник великого Джеймса Кука, командор Биллингс, как и подобает английскому джентльмену, трудом себя в экспедиции не изнурял. Жил себе очень комфортно и даже на диких Алеутских островах умудрился «кралей» обзавестись. Вот настоящий английский моряк! А то стал-бы Кук его к себе в экспедицию матросом на Резолюшин брать. У Кука все самые отборные были. Настоящие морские волчары! А что, мне профессионалы нравятся. С ними всегда меньше возни. Они знают на что идут, когда требуется — работают на износ, а когда есть возможность, то возможности не упустят, и если судьбе будет угодно, то достойно уходят в мир иной. Интересно все-таки судьба распоряжается людьми. Разве мог предполагать капитан Чарльз Кларк, во время захода кораблей Кука в Петропавловск, что в следующий заход туда, там и останется на веки.  А Джозеф Биллингс, разве мог предположить, что Российская Императрица возьмет его на службу и предложит возглавить экспедицию в те края, где покоится тело капитана Кларка? Да уж пути Господни и воля Императора не исповедимы. Однако в своих рассуждениях мы перемахнули с Енисея аж на Камчатку. А, что сам ведь говорил, что сто км не крюк! Правда у нас чуть больше получилось, но ведь и объект обзора тех ещё размерчиков. Это не какую-нибудь европейскую страну обшарить, здесь совсем другие измерения уместны! И так Лена. Мы посетим только Жатай, где на местной РЭБ планируют аж 200 единиц построить! Мы пока насчитали 20 единиц по всей необъятной стране с десятками заводов. А тут одна РЭБ и 200 единиц! О как! Когда построят хоть что-то, тогда и пересчитаем, как цыплят по осени. А пока на Амур-батюшку заглянем. В Хабаровске планируют построить два парома для переправы Холмск – Ванино. Хоть и будут их строить долго, однако в наш список мы их внесём, а то зря что ли колесили по Сибири и Дальнему Востоку? Теперь точно все. Возвращаемся в европейскую Россию для анализа поисков гражданского судостроения.

Итог наших поисков меня прямо скажу не впечатлил. Всего по всей стране 22 единицы. Из них 13 это в плане и для первых, только-только начали резку стали. Конечно, на такой огромной территории, что-то мы «могли и пропустить, но не много. Пару-тройку, ну может пяток единиц от силы. Разве это что-то меняет? Картина получилась удручающая или лучше сказать жуткая. Кто-то и этому радуется, а реалистов типа меня, всякими недобрыми словами называет. Пущай себе, если от этого, пароходов больше построено будет, так я только рад буду.  Однако, что-то мне подсказывает, что это вряд ли.

Нам осталось собственно рассмотреть два сопутствующих аспекта: производство судового оборудования и приборов, то есть того, чем, как мы упомянули «насыщают» корабли. Я извиняюсь, что пишу, то судно, то корабль, но мне больше нравится корабль. Сути это не меняет и твердого правила тоже, слава богу нет. Зато, все без исключения моряки, услышав песню Владимира Высоцкого «Корабли постоят и ложатся на курс, но они возвращаются сквозь непогоду…» могут с чистой совестью сказать, что это песня о них. Так что, вроде бы пустячок, а приятно. Нормальному человеку вообще более свойственно примечать хорошее и радоваться ему. Так вот с этим самым оборудованием, дела обстоят еще хуже, чем с кораблями. На всех построенных за последние пятнадцать лет судах типа «река-море» установлены иностранные главные и вспомогательные двигатели, компрессоры, сепараторы, и прочее, прочее, прочее. То есть просто, почти «отверточная» сборка. Сварили корпус, хорошо еще если из нашей стали, а все остальное импортное. Нет, я не сторонник, я противник глобализации. Когда корабль строится из всего произведенного внутри страны, то это создаёт тысячи рабочих мест. Через несколько лет эксплуатации, любое оборудование требует регулярной переборки и ремонтов, а это значит, что запчасти, тоже будут производиться в стране. Опять же рабочие места. Эффективная эксплуатация любого судна возможна только при наличии соответствующей инфраструктуры, которая включает заводы, сервисные службы, ремонтные заводы и т.д., и т.п.  Все это уменьшается в объемах при полной зависимости от импортного судового оборудования. Полагаю, что можно не продолжать, всё и так ясно – любое производство — это новые рабочие места, и чем их больше, тем лучше для страны – людям сытнее. Только не говорите, что «не хлебом единым…». Не тот, как говорится случай. И не надо о макроэкономических и «нанофинансовых» показателях, условиях и т.д., и т.п. Александр Дмитриевич Нечволодов, царский генерал, в 1906 г, в своей работе «От разорения к достатку» все хорошо разложил по полочкам. И разговоры, типа, «когда это было», тоже не состоятельны. Разве фундаментальные принципы игры на биржи сильно изменились со времен Теодора Драйзера? Если есть сомнения или желание, то Финансист, Титан и Стоик ждут вас. Ситуация кошмарная и требует немедленных действий Правительства, в котором имеется Министерство машиностроения. Вот пусть оно и занимается, как говорил профессор Преображенский «…своим непосредственным делом», ну или как-то близко к тексту.

Осталось рассмотреть вопрос с финансированием проектов в судостроении. Не нужно быть Финансистом, Титаном и Стоиком, чтобы понимать, что при нынешней ставке рефинансирования и ставках кредита никакой предприниматель строить корабли не будет. К тому же стоимость строительства уж очень высока. Почему? Это вопрос к ОСК. Это они диктуют цены. Можно конечно попробовать приобрести в лизинг. Вот только почему-то ничего не слышно об очереди из желающих. Странно как то, не находите? В лизингополучателях до последнего времени были собственно две структуры. Сейчас к ним добавились еще две, уже упоминаемая компания «Пола Райз» и «Прайм шип». Еще одно очень «русское» название. Это как наши «рулевые» любят выражаться: «транспарентность», «аллармисткие», «максимилизировать» и еще, уж слава богу не помню, как. У меня их автопроверка на правописание естественно подчеркнула, но в словарь русских слов даже добавлять не буду. Так что, видимо имеются веские причины, если российские судовладельцы не спешат заказывать корабли на наших верфях. При нынешних ставках фрахта, лизинг приемлем на срок более 15 лет при ставке кредита 0%. На условия, с меньшим сроком и большими процентами – это уже лотерея, если только у вас нет доступа к гос. контрактам с хорошим финансированием.

Собственно, на этом наш обзор можно и завершить. А чего можно было ожидать? В судоходстве все взаимосвязано. Старый изношенный флот существует там, где недостаточно строят новых судов. Выход только один. Строить, и как можно в большем количестве. То, что мы с вами смогли найти и пересчитать, даже не капля в море, к находящемуся на плаву металлолому, а облачко пара в морозном воздухе. Ответственным «рулевым» нужно ох как постараться, чтобы выправить ситуацию. Вот только не верится, что будут они этим заниматься.

И хоть учили меня старые капитаны, что «не надо кивать на Петра», но, мне, как моряку, так хочется, чтобы и у нас возродилось истинное, кондовое судостроение и дух Великого Петра, не только блуждал по пустующим, заросшим стапелям, но ярко воссиял над многочисленными спусками новых грузовых кораблей!


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

2+