Уголь с Таймыра повезут суда ММП

Информационно-аналитическое агенство Seanews.ru сообщает, что ОАО «Мурманское морское пароходство» и компания «Сибантранцит Оверсиз АГ» подписали договор на перевозку угля с угольного терминала на полуострове Таймыр в порты Европы. Договор заключен на 5 лет. Начало перевозок запланировано на 2019 год. Уголь будет отгружаться судовыми партиями 20 – 100 тысяч тонн.

В последнее время в российском судоходстве с хорошими новостями было прямо скажем печалька, особенно об ОАО «ММП», поэтому сообщение о заключении пятилетнего контракта на перевозку больших объёмов грузов российской судоходной компанией очень радует.

Рассмотрим новость подробнее.

Грузоотправитель

  

Компания «Сибантранцит Оверсиз АГ» входит в состав угольной компании «Востокуголь», которая была создана в 2012. Добычей угля на полуострове Таймыр будет заниматься дочерняя компания «Арктическая горная компания».

Месторождение высококачественного антрацита «Река Малая Лебедовка» с разведанными запасами в 600 миллионов тонн, находится всего в 23 км от города Диксон и в 14 км от строящегося угольного терминала «Чайка».

В 2016 г была осуществлена первая пробная отправка 20 тысяч тонн антрацита на борту балкера ОАО «ММП» «Поморье» в один из портов Европы. В 2017 и 2018 гг перевозки выполнялись на зафрахтованных балкерах иностранных судовладельцев. Как их швартовали можно посмотреть здесь.

Планируется, что в 2019 г предприятие будет добывать 5 миллионов тонн антрацита, с каждым годом значительно увеличивая объёмы добычи, в 2020 г – 10 мил тонн. Максимальный грузооборот терминала «Чайка» планируется довести до 15 мил тонн в год.

Кроме этого терминала, компания планирует построить второй терминал в 20 км к югу, в бухте «Север» с аналогичным грузооборотом с тем, чтобы к 2025 году отгружать с двух терминалов около 30 мил тонн антрацита в год.

География

 

Полагаю не будет лишним разобраться с географией, так как для большинства жителей нашей страны, полуостров Таймыр с портом Диксон – это «где-то там, далеко на Севере», о котором и знают-то только из песни: «Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам. Шкуру белого медведя брошу я к твоим ногам…».

Полуостров Таймыр – это огромная территория, площадью 400 тыс кв. км, которая является самой северной частью Сибири и всего Евразийского континента. Самая северная точка полуострова – знаменитый мыс Челюскина, названный так в честь штурмана Семёна Семёновича Челюскина, который во время Великой Северной экспедиции, в 1736 г на дубель-шлюпке «Якутск» под командованием Василия Васильевича Прончищева исследовал восточное побережье полуострова Таймыр, а затем в 1738-1739 гг на той же дубель-шлюпке «Якутск» только уже под командованием лейтенанта Харитона Прокофьевича Лаптева снова принял участие в плавании и исследовании восточных берегов Таймыра, а в 1742 гг он возглавлял пешую партию в составе казаков Антона Фофанова и Андрея Прохорова, которая впервые достигла самой северной точки Евразийского континента – мыса, которому они дали имя Восточно-Северный. В 1842 году в 100-е его открытия мыс был переименован Русским географическим обществом в мыс Челюскина.

Первым судном, обогнувшим мыс Челюскина (Восточно-Северный) стало судно «Вега», на котором в 1878 г великий полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд совершал свое историческое плавание по Арктическим морям из Атлантического океана в Тихий.

К северу от мыса Челюскина находится архипелаг Северная Земля.

С запада берега полуострова Таймыр омывает Карское море и воды великой западносибирской реки Енисей. Порт Диксон находится на восточном побережье Енисейского залива, на западной оконечности полуострова Таймыр, которая называется Берегом Петра Чичагова (Геодезист Петра Гавриловича Чичагова с 1719 по 1736 гг исследовал и составлял опись берегов реки Енисей и западного побережья полуострова Таймыр). Порт Диксон является самым северным портом и населенным пунктом России, назван Норденшельдом в 1875 г в честь спонсора его полярных экспедиций шведского промышленника и филантропа барона Оскара Диксона. Остров Диксон также назван в его честь. Спонсором Норденшельда был также русский промышленник Александр Михайлович Сибиряков и его именем назван остров в Енисейском заливе, так они и стоят вместе — два спонсора экспедиций великого Норденшельда — остров Сибирякова и остров Диксон.

Порт Диксон и строящиеся рядом с ним угольные терминалы «Чайка» и бухта «Север» расположены в Западном сектора российской Арктики.

карта

Во времена Советского Союза применение атомных ледоколов позволило поддерживать в Западном секторе круглогодичную навигацию для доставки грузов в порт Дудинка для Норильска, и доставки продукции Норильского ГОКа в порт Мурманск. В настоящее время атомные ледоколы «50-лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр» принадлежащие госкомпании «Атомфлот», продолжают поддерживать круглогодичную навигацию и будут осуществлять ледокольное обеспечение для балкеров Мурманского морского пароходства, которые будут вывозить уголь с терминалов. На смену действующим атомоходам на Балтийском заводе строятся три новых атомных ледокола «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые унаследовали имена своих знаменитых предшественников, первых атомных ледоколов СССР.

карта

Маршрут будет проходить от порта Диксон через Карское море вокруг мыса Желания на северной оконечности северного острова Новая земля (около 250 миль) и далее через Баренцево море к берегам Норвегии у мыса Нордкап (около 730 миль) и далее на юг через Норвежское море в порты Европы.

На чем будут перевозить антрацит

 

ОАО «Мурманское морское пароходство» единственная судоходная компания в европейской части России, у которой имеются океанские грузовые суда для перевозки навалочных грузов – балкеры.

В настоящее время флот компании состоит из 12 балкеров, пять из которых сравнительно новые и имеют ледовый класс разрешающий их эксплуатацию в западном секторе Арктики круглый год, два балкера построены в 2010 г, однако нет данных об их ледовом классе. Ещё пять балкеров арктического класса построены с 1978 по 1981 гг и их возраст вызывает определенные опасения.

Надо полагать, что руководство компании рассмотрит вопрос обновления флота, так как 12 балкеров будут не в состоянии обеспечить перевозку даже 5 мил тонн угля в год, а о 10 и более и говорить нечего. Таким образом в ближайшее время должна появиться информация о том каким путем компания будет решать вопрос обновления флота.

Это может быть как покупка подержанных судов, так и постройка новых судов по лизинговой схеме на судостроительных заводах в Китае или Ю. Корее. Самый лучший для России вариант — это постройка новых судов на отечественных заводах, их правда всего три, это Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и судостроительный комплекс «Звезда». Главные двигатели для балкеров тоннажем до 50000 тонн могут быть изготовлены на Брянском машиностроительном заводе, который выпустил более 1000 судовых дизелей различной мощности по лицензии Бурмейстер и Вайн.

Причем построить необходимо от 20 до 40 судов грузоподъёмностью от 20 до 100 тыс тонн. Где бы не строили суда в любом случае это хорошо, так как они будут ходить под флагом РФ и поэтому на них будут работать наши моряки.

Рассмотрев внимательно новость о подписании контракта между ММП и угольной компанией, можно сделать вывод, что это самая положительная новость из судоходной отрасли России в нынешнем году, а вернее сказать даже и за последние пять лет, потому что она имеет принципиальное значение для российского торгового флота. Впервые за последние 15 лет заключено соглашение о перевозке на судах под российским флагом такого огромного количества грузов. Если через три – четыре года суда ММП будут перевозить около 25 мил тонн угля в год, то это будет сравнимо с тем количеством, грузов которое перевезли все суда под российским флагом в 2017 г (около 27 мил тонн).

Так и хочется в заключении сказать: «Ведь могут же, получается, порадовать граждан, действительно хорошими новостями, когда разумеется захотят!». Вот теперь можно и на выходные отправляться с хорошим настроением.

Всем приятных выходных и побольше положительных новостей о развитии российского торгового судоходства.


Автор капитан В.Н. Филимонов

9+