Судоходная компания Совкомфлот

О том, что государственная компания Совкомфлот является самой большой и процветающей судоходной компанией в России, мы регулярно слышим от средств массовой информации. И он навязчивом намерении правительства приватизировать пару десятков процентов компании, тоже нас регулярно оповещают. Хотя, казалось бы, зачем приватизировать успешную государственную компанию, тем более в условиях очень сильного падения цен на подержанные суда, ведь потери очевидны даже не профессиональному финансисту. Когда цены на суда рушатся, имеющиеся в наличии судна не продают, а наоборот покупают подешевке, однако это там, за бугром, где действуют отличные от наших, протекционистско-рыночные законы. А намерения наших чиновников никакими законами, кроме как родному УК объяснению не поддаётся. Однако пока приватизация даже части пакета акций государственной компании не состоялась, поэтому до следующего всплеска нездорового желания можно жить относительно спокойно. Почему относительно, так ведь кроме навязчивого желания чиновников, и стоящих за ними «сил» раздербанить компанию, путем её приватизации, в ней и так много чего, что вызывает недоумение. Вот об этих «чего» мы и поговорим.

Начнём как водится с Устава компании или правильнее сказать Общества. Мы приведем только несколько выдержек, касающихся целей и видов деятельности Общества, и его уставного капитала.

«Устав публичного акционерного общества «Современный Коммерческий флот», утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 31 мая 2017 г, № 271-р.»

 

«Статья 4. Цели и виды деятельности Общества

 

…- развитие Общества как крупнейшего национального перевозчика, занимающего лидирующее положение в российском судоходстве и стратегических сегментах российской грузовой базы;

 

— закрепление за Обществом роли системообразующего фактора российского судоходства, центра передового коммерческого опыта, подготовки квалифицированных кадров, источника стабильной занятости рабочей силы, потребителя продукции и услуг отечественных предприятий…»

 

«Статья 5. Уставный капитал Общества

 

…5.4. Уставный капитал Общества составляет 1 966 697 210 (один миллиард девятьсот шестьдесят шесть миллионов шестьсот девяносто семь тысяч двести десять) рублей и состоит из 1 966 697 210 (одного миллиарда девятисот шестидесяти шести миллионов шестьсот девяноста семи тысяч двухсот десяти) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая…»

Собственно, новый Устав отличается от старого только тем, что в нём отсутствует статья об Учредителях и акционерах Общества. Понятно, что с 01.09.2014 года, в соответствии с изменениями в ГК РФ, внесенными ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, сведения о единственном акционере могут не включаться в Устав общества, но должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. В связи с этим в новом уставе теперь полностью отсутствует указание, определяющее принадлежность компании «Совкомфлот» правительству Российской Федерации.

Казалось бы, это пустяк, мелочь, однако не всё так просто, отсутствие указания на принадлежность компании правительству Российской Федерации, а значит всему народу, мгновенно обезличило собственника компании, сделало его известным только людям, имеющим навязчивое желание обращаться в ЕГРЮЛ. Ну что же, в общем то всё сделано в полном соответствии с неписанными нормами пресловутой глобализации, толерантности и политкорректности: обезличить, лишить самоидентификации, придать нейтральный вид и статус, собственно, по-русски это значит «навести тень на плетень». Однако, когда что-нибудь, пусть и в очень благих намерениях, облекается в неуловимые формы, это знаете ли, в первый момент вызывает удивление, которое быстро перерастает в недоверие, ведь когда нечего скрывать, то нет необходимости в камуфляже, пусть и в словесном или законодательном.

Вот так выглядела статья 5 в предыдущей редакции Устава.

———

«Устав публичного акционерного общества «Современный Коммерческий флот», утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 июня 2015 г, № 478-р.»

 

«…Статья 5. Учредители и акционеры Общества

 

5.1. Учредителем Общества является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом. На дату утверждения настоящего Устава указанные полномочия осуществляет Федеральное агенство по управлению государственным имуществом.

 

5.2. Единственным акционером Общества является Российская Федерация, которой принадлежит 100 (сто) процентов акций Общества.

Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере управления государственным имуществом в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации…»

 

————

Далее, на официальном сайте компании сказано, что Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 04.08.2004 года № 1009 ПАО «Совкомфлот» включено в перечень стратегических акционерных обществ.

Таким образом, и в уставе, и на сайте, акцентируется стратегическое значение компании «Совкомфлот» для интересов Российской Федерации. Давайте рассмотрим структуру компании и порассуждаем насколько её нынешнее состояние согласуется с приданным ей Президентом РФ стратегическим статусом, и современной обстановкой в мире, всё-таки стратегическая роль отводится кому-либо или чему-либо, в силу их влияния на позиции государства на международной арене.

И так начнём перечислять.

1) Из 149 (сто сорок девять) судов компании «Совкомфлот», под российским флагом ходит только 21 судно, остальные зарегистрированы под так называемыми «удобными флагами»: Либерии — 115, Кипра — 11 и Сингапура — 2. Если с Кипром и Сингапуром всё понятно, то вот о регистрации под флагом Либерии, уверен, читателю будет очень интересно узнать. Если вы полагаете, что Либерийский регистр находится в африканской Монровии, то вы сильно заблуждаетесь, так как он находится в городе Нью-Йорке, США, по адресу:

99 Park Avenue, Suite 1830

New York, New York 10016-1601 USA

Phone: +1 212 697 3434

Fax: +1 212 697 5655

E-mail: registration@liscr.com

Согласитесь, что в нынешних политических реалиях, держать 115 судов стратегически важного государственного предприятия под юрисдикцией, скажем прямо, враждебного для нашей страны государства, совсем не разумно, ну хотя бы потому, что если, по каким-либо внешнеполитическим причинам Либерийский Регистр запретит судам под своим флагом заходить в порта РФ, то суда компании Совкомфлот не смогут вернуться в наши порты. Далее, регистрацию судов под флагами Либерии, Кипра и Сингапура, компания должна ежегодно оплачивать, также необходимо оплачивать выдачу морякам подтверждений к дипломам командного состава, мореходные книжки, несколько судовых документов, которые выдает государство флага, проведение внешних аудитов, в сумме это составляет около 2 миллионов долларов в год. Согласитесь платить каждый год как минимум 2 миллиона долларов враждебному государству это унизительно и недостойно.

Далее, если суда зарегистрированы под иностранными флагами это значит, что они зарегистрированы в офшоре и от них не поступают налоги в бюджет государства. Далее, под эти флаги компания может нанимать иностранных моряков, а российские моряки, работающие на этих судах: не защищены российскими законами, за них не идут отчисления в государственный пенсионный фонд, в случае получения травмы, увечья или потери трудоспособности на него не распространяется законодательство РФ и расследование будет проводиться государством флага, то есть никак. Российские моряки работают на судах не по трудовым книжкам, а через созданные компанией агенства по трудоустройству.

2) Вся бухгалтерия ведется компанией, которая находится на Кипре. Следовательно, необходимо оплачивать офис, выплачивать зарплату нанятым иностранным сотрудникам и нести прочие расходы включая страховки сотрудникам и так далее.

3) Практически вся коммерческая деятельность компании осуществляется через компанию, находящуюся в Лондоне. Вот ещё одно враждебное для нашей страны государство. А у нас деятельность почти всех судов стратегически важной государственной компании полностью зависит от «хотелок» лондонских дельцов, сидящих на Даунинг стрит 10. Кроме этого, тоже, что и на Кипре, расходы на офис, на сотрудников и так далее.

4) Практически всё техническое управление судами осуществляется компанией, находящейся в Дубае. Опять расходы на офис, сотрудников и так далее и тому подобно.

Получается, что на словах заявляется о приоритетном значении компании для нужд РФ, то есть её граждан, а на деле в перечисленных компаниях работают сотни иностранцев, тем самым не трудоустроено такое же число наших граждан. Только не говорите, что у нас в стране нет специалистов такого уровня, даже слушать не желаю такой дичи и глупости, просто не то, что плохо искали в стране, а даже и пальцем не пошевельнули, чтобы найти. Всё у нас имеется в достатке, и специалисты, и возможности, и жулики. По самым приблизительным подсчетам содержание компаний во вражеском Лондоне, на полу нейтральном Кипре и в пыльном Дубае ежегодно обходится «Совкомфлоту» в 7,2 миллиона долларов. Полагаю эти деньги были бы не лишними и в нашей стране, они могли бы осчастливить раз в 20 большее число наших граждан, чем чуждых нам иностранцев.

Продолжим считать наши, именно наши с вами деньги, потому что, ещё раз обращаю внимание читателей, что компания Совкомфлот на сто процентов государственная, а значит принадлежит всем нам. Представляю выражение некоторых лиц, полное высокомерия и брезгливости, попадись им случайно на глаза эти слова.

5) Практически все суда компании застрахованы в иностранных страховых компаниях. По самым приблизительным подсчетам, которые вероятнее всего сильно занижены, ежегодно компания платит страховщикам 8 миллионов долларов. Думаю, значительно больше. Но выплаты это даже не самое страшное в случае со страховщиками. Может кто-нибудь из читателей помнит случай, как несколько лет тому назад, российское судно, не буду озвучивать название судна и компании, везло вооружение в Сирию, однако было вынуждено прервать рейс и вернуться в Российский порт. А знаете почему? Потому что, страховая компания пригрозила аннулировать страховку, а без страховки судно: не пустят ни в один порт, в случае аварии судовладелец вынужден будет все расходы оплачивать из своего кармана. Более того, в наше время каждое судно должно иметь как минимум пять страховок от различных случаев, представляете какие это деньги. Полагаю, что и эти деньги были бы не лишними в нашем государстве. В нашем государстве ничего лишним не бывает, помните, в романе Валентина Саввича Пикуля «Из Тупика», диалог между мичманом Женькой Вальрондом и матросом Бешенцовым в снарядном погребе крейсера «Аскольд», об устройстве гигрометра. Мы не будем его здесь приводить, так как он несколько «солёный», ограничимся последней фразой мичмана: «Нам, бедным россиянам, всё пригодится!». Ну а уж 8 миллионов долларов и подавно.

6) Почти все суда (почти все — это в наше случае всегда означает более 90%) компании построены и в наше время находятся под надзором иностранных классификационных обществ: опять же вражеского английского Lloyds Register, не дружественного датско-германского DNV-GL, вражеского французского Bureau Veritas. За это компания по нашим самым скромным подсчетам платит ежегодно 1,3 миллиона долларов. А что разве наш Российский Морской Регистр Судоходства не может осуществлять технический надзор за судами? Естественно, может. Так что ещё раз повторимся, всё у нас имеется, только как там в Простоквашино кот Матроскин говорил: «мозгов у нас нет», в смысле руководителей, там высоко, высоко. Так что и для работников морского регистра, рабочих мест создать можно предостаточно.

Если сложить все приведенные выше расходы, то получится, что ежегодно компания выплачивает более 26 миллионов долларов на содержание наших врагов.

7) Практически все суда компании построены, строятся и ремонтируются, и проходят обязательные докования на зарубежных верфях. Представляете, что если бы они делали это у нас в стране, то нам нужно было бы построить или капитально модернизировать, как минимум два судоремонтных завода, а это тысячи рабочих мест и сотни миллионов долларов в год. Это уже серьёзно.

8) На почти всех судах аббревиатура компании в английском языке расшифровывается совсем не так как пишется на родном нам русском языке: SCF – Safety Comes First. Странно всё это как-то. По-нашему звучит как «Современный Коммерческий Флот», а по-вражески «Безопасность приходит первой» или может «Безопасность идет впереди», без разницы, галиматья — она на любом языке галиматья.

Регистрация 128 океанских судов под флаг России, вне всякого сомнения, придала бы нашему государству внушительный вес в мировом судоходстве и привела бы к созданию нескольких десятков тысяч новых рабочих мест.

Она исключила бы саму возможность оказания давления на нашу страну, так как суда находились бы под полной юрисдикцией РФ.

Думается, что нам удалось приподнять покрывало ненужной скрытности, над принадлежащей всему народу России, компанией «Совкомфлот». Очевидно, что огромные, принадлежащие народу средства, направляются в экономики вражеских государств, а эксплуатация судов из вражеских юрисдикций и под их же флагами лишает наших граждан тысяч рабочих мест и наносит вред и создаёт реальную угрозу её стратегическим интересам. И всё это противоречит указу Президента РФ и уставу общества «Совкомфлот». Так, а собственно, ведь и ничего нового, как говорил Владимир Ильич Ленин: «Формально правильно, а по существу издевательство».


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

4+