«Искандеры», на Кубе? — Да ладно!

«Свежо предание, а верится с трудом»

Александр Грибоедов, Комедия «Горе от ума»

 

 

После заявления американского президента о скором выходе США из договора по РСМД некоторые наши граждане вдруг так перевозбудились, что начали выдвигать в качестве ответных мер ну просто параноидальные предложения. В качестве одного из ответов предлагают разместить на Кубе ракетные комплексы «Искандер», которые по их мнению приведут американцев в трепет и они то ли сдадутся русским в плен, то ли подпишут капитуляцию на условиях, призванных максимально унизить их национальное достоинство и свести на нет их мировое могущество и господство. Ну да, ну да. Размах молодецкий, тут нечего возразить, только вот ударить то не получится, причем совсем никак. И причина до обидного простая – в составе торгового флота России совсем нет грузовых судов, для столь масштабной операции.

Представляете – Советский Союз мог перебросить, причем незаметно, комплексы и военнослужащих, а современная Россия – совершенно беспомощна сделать не то, что подобное, а никакое. Полная беспомощность! Это своего рода расплата за безответственное руководство страной, судостроением и судоходством, совершенное непонимание стратегического значения грузового флота для отстаивания интересов страны.

Переброска техники на Кубу не имеет ничего общего с переброской техники в Сирию. То, что получилось худо-бедно наладить переброску техники и снабжение нашей группировки и сирийской армии, это хорошо, но Куба — это совершенно другая операция, причем по масштабам только сравнимая с переброской ракет на Кубу в период Карибского кризиса. БДК для выполнения данной задачи не подходят, а других грузовых судов в составе торгового флота России нет.

Для того, чтобы произвести устрашающий эффект необходима переброска не одного и не двух дивизионов, а в несколько раз больше, да к тому же потребуется переброска достаточно большого числа сил ПВО, чтобы американцы сразу же не разбомбили «Искандеры» на Кубе.

Для осуществления переброски такого количества техники необходимо не менее 40 — 50 грузовых судна, каждое дедвейтом около 15 тысяч тонн. Причем суда должны быть в хорошем техническом состоянии, чтобы выдержать переход через зимнюю Атлантику.

Как вы думаете, сколько подобных судов находится в настоящее время в составе российских судоходных компаний? Можете не мучиться и не пытаться считать, потому что правильный ответ – ноль! Не 10, и не 20, а «0»!  Причем необходимо иметь в виду тот факт, что переброска техники и вооружения может быть осуществлена только одноразово, никаких повторных «довозов» американский флот не позволит выполнить. Поэтому, те несколько суденышек, которые имеются в наличии у Рособоронэкспорта можно не учитывать, да и они нужны для снабжения группировки в Сирии.

Наиболее осведомленные любители флота напомнят мне, что у нас ещё имеются несколько судов в составе пары – тройки судоходных компаний на ДВ и на Севере, которые по тоннажу вроде бы подходят для данной операции. Вот именно вроде бы. А по факту нет и причин несколько. Первое их все равно недостаточно, потому как всего их меньше 20. Второе, они все безнадежно изношены. Третье, они не приспособлены для таких весовых нагрузок, поэтому смогут принять на борт очень ограниченное число машин. Четвертое, экипажи этих судов не готовы к такой операции ни морально, ни технически.

Пятое, грузоподъёмные средства на судах не смогут самостоятельно осуществить выгрузку техники на Кубе.

В конце прошлого года, одно наше судно пыталось доставить из одного из наших портов на Балтике в Китай, комплексы С-400. В Северном море груз получил сильные повреждения и судно вернулось обратно. Страховые выплаты стали самыми большими в истории современной России. Название судна намеренно не оглашаю, по понятным причинам. Причинами повреждения груза явилось все перечисленное нами выше.

Для переброски колесной техники с такими габаритами и весом необходимы суда типа ро-ро или ролкеры, а их в России ноль.

Чисто теоретически, но именно чисто теоретически, можно задействовать одно подходящее судно – это атомный лихтеровоз «Севморпуть», однако и с ним, пожалуй, все будет также печально, как и с другими вариантами. Первое, американцы вряд ли пропустят судно с ядерным реактором себе под нос. Второе, даже ещё более существенное – это то, что имеются большие сомнения в технических возможности системы охлаждения ядерного реактора в тропических водах, потому как одно дело охлаждать реактор забортной водой, температура которой около +4 градусов и совсем другое, когда с температурой + 30. Так что и этот вариант отпадает.

Разумеется, оптимисты скажут, а мы зафрахтуем суда у иностранцев, например у Китая. У Китая столько судов то и не будет, пожалуй, да и не даст он, ну а другие, то есть Европейские страны и подавно.

При этом мы рассмотрели только вопрос транспортировки, и не затрагивали вопросы военного сопровождения и охраны конвоя, с которым возникнут не меньшие трудности.

Таким образом, от бредовой идеи размещения комплексов «Искандер» на Кубе, любителям весьма острых ощущений придется отказаться, так же собственно, как и от размещения в любых других странах на других континентах.

Ну а тем от кого зависит развитие, а вернее воссоздание торгового флота России весьма хороший повод сделать выводы и срочно составить программу строительства судов и начать их строить, но не так как в наше время строятся только грузовые суда типа река-море, но и в значительно большем количестве необходимо строить морские и океанские грузовые суда.

Разумеется, строить их необходимо не для будущих перевозок с целью запугивания других людей, а для перевозки народнохозяйственных грузов.


Автор капитан В.Н. Филимонов

6+