Грузовые суда на СПГ

В декабре 2015 года в порту Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико, впервые довелось увидеть американский контейнеровоз «Isla Bella», который в качестве топлива для двигателей использует сжиженный природный газ — СПГ (LNG). Тогда это было в диковинку, и мы во все глаза рассматривали чудные зелёные цилиндрические резервуары, установленные на корме под грузовой палубой контейнеровоза.

корабль

Этот контейнеровоза не долго работал в одиночестве, в 2016 году к нему присоединился однотипный «Perla Del Caribe».

корабль

Оба судна работают на линии между портом Джексонвилл в штате Флорида и портом Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. В качестве главного двигателя установлен двухтопливный малооборотный двухтактный двигатель марки MAN B&W 8L70ME-GLdual-fuelgas-powered engine, который главным образом работает на сжиженном натуральном газе. Для хранения сжиженного газа на каждом судне установлено два криогенных резервуара, емкостью 900 кубических метров каждый. Резервуары изготовлены из нержавеющей стали и могут безопасно использоваться для хранения сжиженного газа при температуре — 160º С. Вес каждого резервуара 380 тонн.

корабль

Использование сжиженного газа в качестве топлива для главного двигателя позволило компании TOTE уменьшить выбросы в атмосферу оксидов азота (NOx) на 98%, оксида серы (SОx) на 97%, углекислого газа (СО2) на 72% и твёрдых частиц (РМ) на 60%.

корабль

Главные размерения судна: длина – 232 м, ширина – 32 м, осадка – 10,6 м, водоизмещение – 39000 т, дедвейт – 45000 т, контейнеровместимость 3100 TEU. Суда построены в Сан-Диего, штат Калифорния, на верфи General Dynamics NASSCO. Стоимость проекта оценивается в 350 млн долларов.

резервуары

Вслед за компанией TOTE другая американская компания Crowley Maritime Corp. приступила к постройке судов, работающих на сжиженном природном газе.  Головное судно «El Coqui» было спущено на воду в марте 2017 года на верфи VT Halter Marine’s facility в городе Паскагула, штат Миссиссиппи.

корабль

Однотипное судно «Taino» находится в стадии постройки. Тип судна – комбинированное контейнеровоз — ро-ро. Контейнерная вместимость 2400 TEU и около 400 автомобилей и прицепов. На судне предусмотрена перевозка контейнеров всех размеров, от 20-ти футовых до 53 футовых, шириной до 2,60 метра, высотой до 9,5 футов (НС — high-capacity), в том числе 300 рефрижераторных контейнеров. Главные размерения судов: длина – 219,5 м, ширина – 32,3 м, осадка – 10 м, дедвейт 26500 т. В качестве главного двигателя используется двухтактный газовый двигатель марки MAN Diesel & Turbo LNG-fuel 2-stroke ME GI и три вспомогательных двигателя марки MAN 9L28/32DF.  Дизайн судна разрабатывался компанией Wartsila Ship Design совместно с Jensen Maritime, известной компанией проектантом судов из Сиэтла. Оба судна будут эксплуатироваться между портом Джексонвилл в штате Флорида и портом Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико.

корабль

Для бункеровки судов сжиженным газом компания CrowleyMaritimeсовместно с компанией Eagle LNG Partners построила в порту Джексонвилл бункеровочную станцию для заправки судов сжиженным природным газом (СПГ).

корабль

Кроме двух перечисленных компаний, строительство двух контейнеровозов Aloha-класса, на сжиженном природном газе, ведет американская судоходная компания Matson Navigation. Суда строятся на верфи Aker Philadelphia Shipyard. Данные контейнеровозы на данный момент будут самыми большими среди СПГ контейнеровозов. Вместимость каждого 3600 TEU. Длина судна 260 м. Скорость свыше 23 узлов. Суда будут работать на линии между портами западного побережья США и Гавайскими островами. Ввод судов в эксплуатацию запланирован на 2018 год, однако учитывая новизну проекта возможна задержка и перенос сроков на 2019 год.

корабль

Также, о планах строительства контейнеровозов на СПГ, объявила американская судоходная компания из Гонолулу Pasha Hawaii. Суда планируется строить на верфи Keppel Offshore & Marine (Keppel O&M) в Брунсвилле, штат Техас. Поставка первого судна запланирована на первый квартал 2020 года, а второго на третий квартал 2020 г. Вместимость судов составит 2525 TEU, в том числе 45-ти футовых – 500 шт, 40 футовых – 300 шт и 400 шт рефрижераторных.

Возможно, у кого-то из читателей уже возник вопрос, а с чем, собственно, связана такая активность строительства новых контейнеровозов в США, да ещё на СПГ. А вызвано данное явление двумя требованиями. Первое, это существование в США так называемого законодательного акта Джона от 1920 года, который также известен как Акт о морском торговом судоходстве 1920 года. В соответствии с этим актом, все грузы между портами США должны перевозиться только на судах, построенных на верфях в США, иметь на борту команду из граждан США, и находиться в постоянной собственности и в эксплуатации у судоходной компании из США. Вот потрясающий пример защиты собственного рынка и государственного протекционизма судоходной отрасли. При наличии такого законодательного акта любой американский перевозчик грузов между портами США, volens-nolens, должен строить суда на верфях в США, регистрировать суда под флагом США, нанимать на работу граждан США и так далее и все в США. Никаких офшоров и таких любимых в России махинаций. И зачем спрашивается нашим деятелям в правительстве и думе чего-то там выдумывать, когда умные люди давно уже все придумали, бери все самое лучшее и внедряй у себя в стране, и всё! Второй мотивирующий фактор — это вступление в силу требований Конвенции МАРПОЛ, Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов. Использование СПГ в качестве топлива для главного и вспомогательных двигателей и котлов, можно сказать, что идеальное решение для соблюдения требований по вредным выбросам в атмосферу в контролируемых районах.

А что же Европа? Как в ней с развитием СПГ судов. А в Европе все тоже не плохо. Норвежская компания Norlines построила два комбинированных судна, в качестве топлива, на которых используется СПГ и построила для их заправки бункеровочную станцию. Суда называются Kvitbjorn и Kvitnos.

корабль

корабль

корабль

Немецкая судоходная компания Wessels Reederei переоборудовала свой контейнеровоз Wes Amelie для работы на СПГ. Переоборудование производилось на верфи в Бремерхафене. Судно уже находится в эксплуатации и совершает рейсы между портами Северного и Балтийского моря. Контейнерная вместимость судна 1036 TEU.

корабль

В Финляндии построен и введен в эксплуатацию первый в мире ледокол на СПГ. Суперсовременный ледокол Polaris построен на верфи Arctech Helsinki Shipyard. Самое парадоксальное в постройке этого ледокола то, что верфь его построившая, хотя и находится в столице Финляндии Хельсинки, однако на 100% принадлежит российской «Объединённой судостроительной корпорации» — ОСК. Ура! Нам есть чем гордиться! Увы, гордиться есть чем финнам, но не нам. Всё в этом уникальном суперсовременном ледоколе создали сами финны, они, в отличии от нас, не нуждаются ни в новых технологиях, ни в главных двигателях, ни в винто-рулевых колонках, ни в чем другом финны не нуждаются, может быть в более уравновешенном и предсказуемом соседе, однако соседей особенно то и не выбирают, так что их желание в обозримом будущем явно не осуществимо, или скажем по другому – им это не грозит.

корабль

Главные размерения ледокола: длина – 110 м, ширина – 24 м, осадка – 8 м, дедвейт – 3000 т, ледопроходимость – лёд толщиной 1,2 м на скорости 6 узлов, а максимальный лед до 1,6 м с разбега. Скорость на чистой воде – 16 узлов. Мощность ледокола 21 МВт. В качестве главных двигателей используются двухтопливные двигатели: один восьми цилиндровый двигатель Wartsila 20DF, два девятицилиндровых Wartsila 34DF и два двенадцати цилиндровых    Wartsila 34 DF. При работе на СПГ выбросы окиси азота (NOx) уменьшаются на 80%, а углекислого газа (CO2) на 25%, по сравнению с работой на дизельном топливе.

А в это время, на судостроительном заводе ОСК в Выборге, застыли три глыбы полу ржавого металла – это три ледокола, которые строятся по финскому проекту для РФ, причем для работы вблизи терминала СПГ в Арктике. Да им сам Бог велел работать на СПГ топливе, однако хотя бы на традиционном топливе их достроить скорее. Своих комплектующих для судостроения не производим, а на иностранные санкции действуют, однако дожили. Так вот и прозябаем в ржавчине, в то время как весь просвещенный мир, да и остальной тоже, в нержавейке нежится.

Финская судоходная компания Containerships заказала строительство фидерных контейнеровозов на СПГ. Суда строятся на верфи в Китае и ввод первого судна в эксплуатацию ожидается в четвертом квартале 2018 года.

корабль

Всего заказано 4 контейнеровоза вместимостью по 1400 TEU. Суда будут эксплуатироваться на фидерной линии между портами Роттердам – Тиспорт – Хельсинки, так же возможны заходы в другие порты региона Северного и Балтийского морей. На данных судах резервуары СПГ будут располагаться примерно по середине судна и вертикально. На фото видны три конуса, зачехленные зелёным покрытием, а на судне слева, видны соответствующие вырезы для резервуаров.

корабль

Также в Финляндии находится в эксплуатации пассажирский паром компании Viking Line «Viking Grace», который модернизирован для работы на СПГ.

корабль

Можно только позавидовать финнам белой завистью с какой лёгкостью они модернизируют находящиеся в эксплуатации и строят новые суда на СПГ. Ну так оно ведь и понятно, уровень технического развития в Финляндии находится на очень высоком уровне, можно сказать, что на самом высоком в мире. Разработки фирмы Вяртсиля используют как сами финны, так например, и США.

«Viking Grace» стал первым пассажирским паромом на СПГ. Он работает на линии между портами Турку и Стокгольм и способен принять на борт 2800 пассажиров. Пожелаем им счастливого плавания, в очищающихся от вредных выбросов в атмосфере, водах Балтийского моря.

Однако наши финские соседи совсем не одиноки на ниве внедрения СПГ на морском флоте. В частности, два пассажирских парома на СПГ строятся в Италии на верфи Cantiere Navale Visentini для компании Balearia. Головное судно «Hypatia de Alejandria» уже спущено на воду и планируется, что в 2019 году оно начнет совершать регулярные рейсы.

В Бельгии, компания DEME, занимающаяся дноуглубительными работами модернизировала два своих земснаряда для работы на СПГ. Земснаряды весьма внушительных размеров, длина 115,9 м, ширина 25 м, вместимость 8400 кубометров.

корабль

Данная компания спустила на воду и достраивает в порту Флиссинген многофункциональное судно, которое будет также работать на СПГ. Судно будет использоваться для прокладки подводных кабелей.

корабль

Заправка судов СПГ возможна как с мобильных цистерн, стационарных и плавучих заправочных станций, так и с СПГ бункеровщиков. Немецкая судоходная компания Bernhard Schulte заканчивает строительство первого СПГ бункеровщика на верфи Hyundai Mipo Dockyard в Южной Корее.

корабль

Ввод бункеровщика в эксплуатацию планируется во второй половине 2018 года. Главные размерения судна: длина 117 м, ширина 20 м, вместимость резервуаров СПГ 7500 кубических метров. Судно будет зафрахтовано немецкой СПГ-бункеровочной компанией Bomin Linde и литовской Klaipedos Nafta.

бункеровка

контейнер

Кроме СПГ бункеровщика, на верфи Hyundai Mipo Dockyard построен и сдан в эксплуатацию первый в мире балкер на СПГ «Ilshin Green Iris». Он построен для южнокорейской компании Ilshin Logistics и будет эксплуатироваться в Южной Корее для перевозки известняка для концерна POSCO. Дедвейт балкера 50000 тонн. Резервуар для СПГ, ёмкостью 500 кубометров, разработан и изготовлен концерном POSCO. Резервуар изготовлен из высокомарганцовистой стали и обладает высокой износостойкостью.

корабль

А стоимость балкера на СПГ дедвейтом 50000 тонн составила 22,25 миллиона долларов! Сравнитека со стоимостью строительства судов на заводах российского монополиста «Объединенной Судостроительной Корпорации»! Совершенно верно, волосы дыбом встают от непомерно завышенных цен, на корню убивающих всякое желание строить новые суда на их заводах. Как намеренным вредительством, можно квалифицировать данную ценовую политику компании.

На южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries (HHI) совместно с британским классификационным обществом Lloyd’s Register (LR) завершается разработка балкера на СПГ дедвейтом 180000 тонн. На нём будет установлен самый большой в мире резервуар для СПГ.

корабль

Резервуар будет изготовлен из высокомарганцовистой стали и сможет обеспечить безопасное хранение и использование сжиженного природного газа при экстремально низкой температуре минус 162ºС. Кроме СПГ двигатель балкера сможет работать и на обычном судовом топливе.

В Китае также спущен на воду балкер на СПГ.

Нам осталось рассказать ещё об одном судне на СПГ и будем закругляться, а то и так утомили и оглушили читателей обилием информации в одной статье, а может оно и к лучшему, так наглядней выглядит масштаб отставания нашей судостроительной промышленности в развитии и внедрении новейших технологий для строительства судов на СПГ.

Европейская компания United European Car Carriers, которая принадлежит японской NYK Line и шведской судоходной компании Wallenius Lines, построила на верфи Kawasaki Heavy Industries NACKS в китайском Нантонге автомобилевоз «Auto Eco» на СПГ.

корабль

Судно эксплуатируется в Северном и Балтийском морях. Главные размерения судна: длина – 181 м, ширина – 30 м, осадка – 9,6 м, валовая вместимость – 42424 тонны, вместимость автомобилей – 3985 штук. На судне установлен главный двигатель двухтопливный двухтактный дизель марки MAN B&W 8S50MEC8.2GI.

 

Заключение

 

СПГ топливо уверенно пришло на морской и речной транспорт. Выгоды от его использования очевидны и бесспорны, ну может самые закоренелые спорщики и найдут аргументы не в пользу СПГ, однако передовые страны вряд ли к ним прислушаются, и правильно сделают.

Те, кто не видел в безветренные дни, грязно-желтое небо над Северным морем, вблизи побережья Бельгии и Нидерландов, в проливе Ла-Манш, в Бискайском заливе, в проливе Гибралтар и в Средиземном море, может быть и не поймет радости тех, у кого появился шанс снова увидеть в море первородное голубое небо, такое, как и сегодня можно увидеть в Исландии, Арктике да в Антарктиде, хотя судя по темпам освоения российского сектора Арктики судами на тяжелом топливе, его голубизна имеет все шансы скоро исчезнуть в клубах грязно-желтого дыма.

Будем надеяться, что и у нас в стране начнется пробуждение от летаргического сна и появятся первые проекты на СПГ топливе. Проекты на голубом топливе напрашиваются сами собой – это и паромы для линии между портами Ленинградской области и Калининградской областью, и ледоколы для Балтийского моря и для Арктики, паромы для Дальнего востока, речные суда и суда река море плавания. Разумеется, без государственного регулирования не обойтись. Необходимо поощрять строительство судов и развитие соответствующей инфраструктуры и технологий. Возможности и потребности нашей страны в транспорте на СПГ огромные. Требуется ввести протекционистские законы подобный американскому акту Джона от 1920 года.

Как пел великий Владимир Высоцкий, «возможностей хоть в пору четверым нести», так что дело за малым  — начать.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

10+