Головное судно проекта RSD59 спущено на воду

20 апреля, на заводе «Красное Сормово», состоялся спуск на воду головного судна проекта RSD59. Судно названо «Пола Макария». На заводе строится еще четыре однотипных судна для компании «Пола Райз». Пять судов этого же проекта строятся на заводе в Петрокрепости (Шлиссельбург). Все десять судов строятся по лизингу. Лизингодателем выступает Государственная Транспортная Лизинговая Компания – ГТЛК, а лизингополучателем компания «Пола Райз».

корабль

Строительство грузовых судов — это всегда событие, а в настоящих условиях, катастрофического состояния российского торгового флота, строительство серии из десяти судов – это очень значимое событие.

корабль

Данное судно спроектировано «Морским инженерным бюро». Это сухогрузное судно река-море плавания класса «Волго-Дон макс», то есть оно имеет максимальные размеры, позволяющие ему проходить через шлюза Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов.

Оно предназначено для перевозки навалочных и генеральных грузов, в том числе обычных для перевозки на судах река-море: пакетированных пиломатериалов, круглого леса, различных видов стали в рулонах, пакетах и связках, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, алюминия, удобрений в мешках и многих других грузов, в том числе опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8 и 9. Перевозка радиоактивных грузов класса 7 на данном типе судна не предусмотрена. Также предусмотрена перевозка контейнеров в трюме и на палубе.

 

Главные размерения судна:

 

1. Длина максимальная — 140,88 м.

2. Длина между перпендикулярами — 137,08 м.

3. Ширина максимальная — 16,98 м.

4. Ширина расчетная — 16,90 м.

5. Высота борта — 6,00 м.

6. Осадка в море / в реке  — 4,53 / 3,60 м.

7. Дедвейт в море / в реке  — около 7535 / 5128 т.

8. Автономность в море / в реке — 20 / 12 суток

9. Количество трюмов — 2

10. Контейнеровместимость — 248 TEU (трюма -192 / на палубе — 56)

11. Класс Российского Морского Регистра Судоходства  — КМ Ice2 R2 АUT1-ICS

Значение R2 означает, что данному судну разрешено плавание в морских районах на волнении с максимально допустимой высотой волны 3 %-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

Это очень высокий класс. Для данного судна более уместен класс R2-RSN — смешанное (река-море) плавание на волнении с максимально допустимой высотой волны 3 %- ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища: а) в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль; б) в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

Однако, в погоне за коммерческой выгодой, получение которой достигается любой ценой, данному судну присвоили более высокий класс. Представлять данное судно в Бискайском заливе или у побережья Португалии на семиметровом волнении даже не хочется, пусть бы «умники», которые присваивали ему класс R2, сами походили на нем по океану в зимние шторма на 7 метровом волнении.

12. Главный двигатель — 2 х 1200 кВт

По главному двигателю информация отсутствует, однако с большой долей вероятности можно предположить, что стоят именно двигатели Вяртсиля 20 (Wärtsilä 20) 6L20 2 x 1632 л.с. (1200 кВт). Разумеется, двигатель отличнейший. Отечественные производители навряд ли осилят выпуск двигателей, хотя бы отдаленно напоминающих данный дизель от финской компании Вяртсиля, к сожалению конечно же.

двигатель

13. Винто-рулевой комплекс — 2 x Винто-рулевые колонки. Надо полагать, что так же от финской компании Вяртсиля.

14. Носовое подруливающее устройство — 313 л.с. (Марка не известна, надо полагать иностранный).

15. Вспомогательный дизель-генератор — 2 x 332 кВт. (Марка не известна, надо полагать иностранный).

16. Аварийный дизель-генератор  — 90 кВт. (Марка не известна, надо полагать иностранный).

17. Экипаж — 11 человек. Всего на судне может разместиться 14 человек.

18. Скорость при осадке 4.5 м — 10,0 узлов.

 

Внешний вид судна.

 

Разумеется, о вкусах не спорят, тем не менее каждый имеет право высказать свое мнение. По-моему, это самое некрасивое судно из когда-либо построенных на судостроительных заводах России. Разве может оно хоть как-то сравниться с Балтийскими, Волго-Балтами, Сормовскими, Волгами, Русичами и Нева-Лидерами? Баржа – баржой. А ведь давно известно, что некрасивое судно, не бывает удобным в эксплуатации, обслуживании, обитании экипажа.

Для данного судна предусмотрен экипаж из 11 человек: Капитан, старший помощник капитана, 2-й помощник капитана, старший механик, второй механик, электромеханик, боцман, три матроса 1-го класса и повар. Может быть одного матроса заменят на моториста.

Экипаж явно недостаточный, особенно принимая во внимание конструкцию люковых закрытий грузовых трюмов. Они состоят из отдельных понтонов, подъём и перемещение которых осуществляются мостовым краном. Конструкция и неудобная, и не безопасная в эксплуатации. Классическая гидравлическая система люковых закрытий намного удобнее, однако в виду наличия избыточно высокого комингса грузовых трюмов, возможно посчитали, что понтонная система более безопасна.

Конструкция с высоким комингсом тоже спорная, потому что обслуживать такой комингс крайне неудобно и экипаж не сможет поддерживать его в удовлетворительном состоянии. Более того, передняя часть комингса первого трюма располагается вплотную и выше палубы бака, что в штормовую погоду вызовет её постоянное заливание, а в некоторых случаях сильные удары волн могут вызвать разрушение или смещение передних понтонов, что неминуемо приведет к затоплению первого трюма и вызовет гибель судна.

Сравнительно маленькая надстройка судна, может привести к тому, что судно будет медленно выходить на ветер, то есть поворачивать носом на ветер, а хорошая поворотливость для судов река-море имеет очень важное значение, будем надеяться, что поворотного усилия винто-рулевых колонок будет достаточно, чтобы компенсировать сравнительно большую площадь парусности в нос от миделя, создаваемую высоким комингсом и люковыми закрытиями.

Надстройка очень маленькая для комфортного размещения даже 11 человек, количество иллюминаторов совсем недостаточное, а в кормовой надстройке ниже палубы юта их совсем не видно. Одним словом, чемодан моряку в каюте поставить будет негде, а в тесной кают-компании, прием пищи будет возможен в две смены.

Из-за повышенной полноты корпуса, значительно уменьшен радиус закругления скуловой части корпуса, от этого скуловые кили выглядят выступающими за габарит ширины, чего по факту, разумеется, нет, однако хорошего всё равно мало, так как у некоторых причалов возможно касание скуловым килем причальной стенки и соответственно его обрыв или повреждение.

Одним словом, если взять за эталон дизайн первого Волго-Балта «Профессор Керичев», то проект RSD59 выглядит очень грубо и неуклюже, лишен всякого изящества, элегантности и лёгкости. К слову сказать, внешний вид судов река-море плавания и без того вызывает нарекания и насмешки со стороны моряков и просто любителей морской эстетики и красоты, а данное творение действительно неуклюжая баржа для перевозки зерна из Ростова до рейда порта Кавказ. На нём и без того тяжелый труд моряка превратится в своего рода каторгу.

Однако положительное всё же имеется – новые рабочие места, на пока новом и исправном судне, так что желающие могут обращаться в офис компании Инок, которая формирует для этих судов экипажи.


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

5+