В фиордах Норвегии.

Прелюдия.

 

 

Посещая разные страны и подмечая местные особенности, интересно делать выводы о том, как каждая из них, а вернее сказать, народы этих стран, распоряжаются своими природными богатствами, причем к природным богатствам можно отнести не только природные ископаемые, а   географическое положение и климат. Шейхи Объединённых Эмиратов построили современные города в пустыне, которые производят просто фантастическое впечатление. Сингапур использовал своё наивыгоднейшее географическое положение и превратился в жемчужину Юго-Восточной Азии, далеко обогнав не только своих соседей, но и Гонконг и в некоторых вопросах и Японию, чего стоит только «восьмое чудо света» — Марина-Бэй — комплекс из трёх зданий, удерживающих изогнутый корпус корабля.

Вид на комплекс «Марина-Бэй»

Вид на комплекс «Марина-Бэй» в пасмурную погоду.

Вид со смотровой площадки комплекса на рейд Сингапура.

Внутри торгового комплекса в Сингапуре.

Марка чая понятно, известная, но мне понравились самовары.

Деловой центр Сингапура.

Он же в вечерних сумерках, гражданских.

 

Страны с климатом, располагающим к безмятежному времяпрепровождению, привлекают миллионы туристов и на их средства строят благосостояние своих граждан, например Мальдивы, Сейшелы, Страны Карибского моря. Некоторые стран, например, Египет успешно эксплуатирует и географическое положение для международных перевозок – Суэцкий канал, и климатические условия – знаменитые курорты на берегах Красного моря, а Турция – Черноморские проливы и курорты. Перечень можно продолжать долго. Но это всё страны, несколько отдалённые от России. Однако имеются и граничащие с нашей страной соседи, которые с максимальной пользой для развития страны и улучшения благосостояния народа использовали обнаруженные на её территории и континентальном шельфе природные богатства – это Норвегия. Вот уж с кого надо бы брать пример рачительного распоряжения природными богатствами на благо всей страны, а не отдельной группы лиц.

Трудно представить, однако в конце 60-х годов Норвегия была настолько отсталым государством в Европе, что майонез для большинства жителей был деликатесом, поэтому некоторые её граждане иммигрировали в разные страны, в том числе и в Польшу. Да, да, именно в Польшу, мне доводилось работать с одним норвежским капитаном, и он сам был одним из таких искателей лучшей доли на чужбине.

Однако для норвежского народа всё изменилось к концу 1969 года, когда получившая право на бурение на норвежском шельфе в Северном море, американская компания «Филлипс Петролеум» обнаружила огромные запасы нефти на месторождении «Экофиск». Правда пока только изменилась в обретении надежды, что нефть есть и её очень, очень много, осталось только начать её извлекать. И в 1971 году добыча нефти началась, а вместе с нефтью, начала быстро меняться жизнь норвежцев, и сама страна.

Норвежцы очень умно распорядились найденным богатством, они не только выплатили все долги, а их было около 30% ВВП, но и отстроили новую страну, создали новые компании, которые стали мировыми лидерами в своих отраслях, например, Unitor – в области морской химии, Kongsberg – в области навигационной электроники и автоматики, если вы работали на судне оборудованным интегрированным навигационным мостиком, то вы просто счастливчик, потому что более удобного и продуманного оборудования трудно найти, а их последняя электронная карта – это шедевр технической мысли, настолько интуитивно понятный и логический интерфейс представили разработчики, что все остальные производители подобного оборудования, как говорится «нервно курят в стороне». Кроме мирной продукции они также разрабатывают и выпускают отличные крылатые ракеты, ну да не они одни такие, американская компания Raytheon производит не только радиолокаторы, но и знаменитые крылатые ракеты «Томагавк».

Кроме новых производств норвежцы не забыли и традиционные отрасли промышленности, судовладельцы получают беспроцентные кредиты на покупку грузовых судов. Вы только вдумайтесь – беспроцентные кредиты! Ну а рыболовство, вот что просто потрясает, его норвежцы довели до фантастического уровня, причем не только в строительстве рыбодобывающих судов и всевозможного судового и промыслового оборудования, но и что самое главное, они создали с нуля производство по выращиванию рыбы в промышленных масштабах. И масштабы эти впечатляют, а когда видишь статистику, то даже обескураживают. Например, в 1999 г в Норвегии было выращено и продано 400 тысяч тонн лосося. Не выловлено дикого лосося, а именно выращено в садках, которых понаставлено во множестве в бесчисленных фиордах. А в 2016 г было уже произведено 1,18 миллионов тонн лосося, на 8 миллиардов долларов США, что составило 8% от экспортной выручки Норвегии в год. Таким образом за 16 лет производство увеличилось практически в три раза. Ну а производство не будет увеличиваться такими темпами если не будет спроса, а спрос в мире на выращенную рыбу, особенно красную огромный. Ведь кроме Норвегии её выращивают Канада, Исландия, Шотландия, Фарерские острова, Чили. При этом, например из Исландии и с Фарерских островов везут её в рефрижераторных контейнерах на контейнеровозах в английский порт Иммингам, о «золотом шлюзе» которого можете посмотреть фоторепортаж здесь, оттуда автотранспорт быстро доставляет эти контейнера в аэропорт Хитроу (Heathrow) в Лондоне, где рыба перегружается в специальные рефрижераторные контейнера для транспортировки в самолетах (надо же, оказывается даже такие специальные контейнера имеются), загружаются в самолеты, которые доставляют выращенного лосося в США, Японию, Китай, Сингапур и многие другие города, в которых он используется для приготовления суши и других блюд. В Сингапуре вам нарежут кусочки великолепного лосося и палтуса, который с соевым соусом ну очень вкусен. Причем, скорость доставки лосося от садков до суши-баров очень высокая и составляет около 5-7 дней, при этом рыба выглядит почти как свежая и естественно сохраняет все вкусовые качества только что пойманного лосося. Ну а иначе и не было бы спроса на неё по всему развитому миру.

Цифры красноречиво свидетельствуют, что деньги от проданных за рубеж нефти и газа были вложены с умом и приносят стране огромные прибыли.

Разумеется, как и в подавляющем большинстве столь масштабных проектов, искусственное выращивание лосося в Норвегии столкнулось с побочными эффектами, к которым относятся массовая гибель дикого лосося от морских вшей, а также генетические мутации в популяции дикого лосося от воздействия вырвавшихся в естественную среду искусственно выращенных рыб. Кроме этого, имеются трудности, связанные с применением антибиотиков и других препаратов, которые применяются при выращивании в больших объёмах. Ну да ученые не сидят сложа руки, они изучают проблемы и ищут для каждой из них приемлемое решение.

Интересно, а у нас потратили хотя бы 100 тысяч долларов, из тех триллионов долларов, которые выручили от продажи нефти и газа, на разведение лососевых рыб? Ведь ладно на северных берегах Кольского полуострова трудно найти свободную губу, так ведь в Белом то море полно удобных тихих заводей в глубине шхер Карельского берега и в Кандалакшском заливе. Имеется правда один нюанс в Белом море – это остатки гептила – токсичного компонента ракетного топлива, которое применяется в баллистических ракетах наших подводных лодок стратегического назначения. Однако принимая во внимание, что пуски проводятся довольно редко, а вода имеет уникальную способность к самоочищению, то можно предположить, что уровень концентрации гептила в воде ниже ПДЗ и не представляет угрозы для мальков, взрослых особей лососевых и соответственно для людей, ведь вылавливается же рыба в Белом море, в том числе лососевые, тресочка и моя любимая семивершковая навага. Как показывает положительный опыт разведения рыбы в промышленных масштабах в уже упомянутых странах, при соответствующем подходе можно и у нас наладить производство, хотя конечно в Белом море сделать это трудно, по причине льда, однако на северных берегах Кольского полуострова вполне возможно.

Будем считать, что вступление получилось исчерпывающим и можно переходить, собственно, к рассказу о том, как наш сухогруз развозил по заводам по производству кормов для выращивания лосося, используемые для этого ингредиенты. Пусть не пугает читателя сей термин, ингредиенты были вполне себе безобидные: рыбная мука из чилийского анчоуса, пшеница да кукурузная мука, надеюсь не генномодифицированная, так как сырьё для неё, то есть зерна кукурузы только на другом судне мы доставляли в Норвегию из Голландии, хотя последняя и относится к странам, которые относятся к гмо довольно лояльно.

В начале осени в начале 2000-х годов наш сухогруз, принадлежащий судоходной компании из Норвегии, загрузился в порту Калининград стальным прокатом и взял курс на Норвегию, куда его требовалось доставить в порты Ордальстанген (Årdalstangen) и Кристиансунд.

Стоянка получилась суматошная, да по-другому и не бывает, когда после нескольких месяцев контракта вдруг выпадает рейс с заходом в порт, в котором живут семьи большинства членов экипажа. Так и у нас на судне почти все были калининградцы или жители области и только старпом приехал из соседней Клайпеды.

Заходу предшествовала стычка с бухгалтерией судовладельца, которая за два месяца до этого допустила ошибку с перечислением зарплаты уже сменившимся членам экипажа и поэтому, когда за неделю до прихода в Калининград, ещё при стоянке в датском порту Хобро, мы заказали агенту наличные для выплаты зарплаты экипажу за три последних месяца, то получили отказ от бухгалтерии. Разумеется, отказ выдать кровно заработанную зарплату вызвал бурю негодования у всего экипажа.

Как водится началась переписка с офисом компании в Бергене. Мы им, где деньги, а они нам в ответ типа какие деньги? Мы им, нашу зарплату, они нам, почему запросили такую большую сумму? Отвечаю, что столько моряки заработали, они в ответ – сообщите по каждому члену экипажа, с какого числа он на судне и сколько ему положено на данный день. Мы ничего не можем понять, что вызывает у них такие вопросы. Отправляю им запрошенные данные и через полчаса получаю ответ, что все поняли, однако, если кому-то из моряков требуются деньги, то пусть он сообщит банковские реквизиты и деньги будут переведены на счет, а дальше следовала приписка, которая просто взорвала нас: «а просто так выдавать вам деньги, чтобы они находились у вас в кармане мы не намерены.» Ну это примерно тоже самое, как если бы красной тряпкой перед мордой у быка размахивать.

Ответ просто взбесил нас, они в офисе, видите ли, не хотят, чтобы наши деньги «…просто находились в наших карманах…». Да кому какое дело, как моряки будут распоряжаться своими деньгами, может у кого-то хобби каждый вечер перед сном сжигать пятидолларовую банкноту, а кто-то может по пятницам, перед выходными, сжигает стольник баксов, кому какое дело до этого.

Поняв, что можем на приход в свой порт остаться без наличности, решаю задействовать тяжелую артиллерию и звоню своему предместнику – норвежскому капитану и объясняю ему ситуацию и прошу передать на словах в офис, что ежели запрошенную наличность не выдадут до отхода из датского порта, то из Калининграда судно уже не выйдет до тех пор, пока не выплатят всю причитающуюся морякам зарплату.

Иногда, слово великая сила. Не прошло и часа после моего разговора с норвежским коллегой, как на борт примчался сияющий от радости судовой агент и объявил, что получил указание от судовладельца обязательно доставить на судно запрошенные наличные, при этом он поинтересовался, мы что забастовку объявили? Отвечаю, что нет, просто нашли вески слова, которые проникли в разум бухгалтера и вызвали у него желание перевести наши баксы.

Через несколько часов агент доставил на борт деньги, а еще через пару часов закончилась выгрузка и судно отошло от причала и взяло курс на Калининград.

 

Продолжение следует.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+