Условия запродажных контрактов, или,

торговля, как двигатель прогресса

 

Торговля двигатель прогресса и экономики – это всего лишь форма, а содержание — это источник невиданного богатства и мирового владычества. Кто контролирует мировую торговлю, тот владеет миром, вернее мировыми богатствами.

Насколько можно судить по самым древним находкам, люди торговали всегда, сначала это был примитивный обмен вещами, затем различными излишками вещей, а после появления денег, стала развиваться купля-продажа. Со временем торговля развивалась и люди стали не только покупать и продавать, но и перепродавать товары. Объёмы торговли увеличивались и увеличивался размер капитала, который обращался в торговле. Торговцы получали всё большие и большие прибыли. В средние века торговля стала государственной политикой некоторых стран, которые благодаря ей приобретали богатства и мировое господство. Одними из первых были генуэзцы, потом венецианцы, португальцы, испанцы, голландцы и наконец англичане.

В древние и средние века Русь тоже принимала участие в торговле с соседними и отдалёнными государствами через Балтийское и Чёрное море, пока датчане и шведы на севере, а турки-сельджуки и кочующие татары на юге, не отрезали Русь от морей.

К середине 16-го века, во времена царствования Иоанна Грозного, Московское царство, как тогда называлась Русь, имело выход только к Белому морю. Вся его торговля  с другими странами пролегала через соседние государства, которые обогащались на транзите, а для русских, выгоды от такой торговли, было немного. Как раз в это время, европейские государства, имеющие выход к морям, энергично занимались международной торговлей и мореплаванием, получая баснословные прибыли от перепродажи колониальных товаров в другие государства, не имеющие выхода к морю или не имеющие своего торгового и военного флота. Московское царство, изолированное от морей, безнадёжно отставало от других европейских государств.

В мае 1553 году английский король Эдуард VI отправил экспедицию в составе трёх кораблей под командованием Хью Уиллоби (Hugh Willoughby) из Англии в Индию через Северный ледовитый океан. Кораблём, который назывался «Эдуард Бонавентура», командовал Ричард Ченслор (Richard Chancellor). Официальная, то есть озвученная, цель экспедиции – отыскание пути в Индию вдоль берегов Сибири, через моря Северного ледовитого океана. Уже в то время люди хорошо знали эффективность дезинформации и широко её использовали во взаимоотношениях, в том числе на международном уровне. Предположить, что во времена, когда европейские государства вели между собой бесконечные войны за колонии, товарные рынки и господство на море, один из конкурентов будет сообщать своим врагам цель экспедиции, было бы даже не наивностью, или невежеством, а глупостью.  Англичане не стали бы на несколько столетий владыками морей и океанов, если бы были такими простаками, рассказывающими каждому встречному истинные цели экспедиции.

Несмотря на то, что команды двух кораблей экспедиции, включая её начальника Хью Уиллоби, погибли во время зимовки на Кольском полуострове, корабль «Эдуард Бонавентура» с Ричардом Ченслором достиг цели экспедиции, а именно, доплыл до Белого моря, где был дружественно встречен поморами. При встрече с поморами у «ушлого» английского мореплавателя «вдруг» нашлось письмо короля к Московскому царю, и он сообщил им об этом. Те разумеется сообщили куда следует и вскоре было получено повеление царя отправить англичанина в Москву.

Из местечка в Двинской губе, где ныне раскинулся Северодвинск, Ричард Ченслор был отправлен к царю Иоанну Грозному. Царь благосклонно принял англичанина и тут «вдруг» обнаруживается, что английский король предлагает Московскому царю заключить торговое соглашение. Во как, плыли в Индию, нежданно-негаданно заехали в Московию, а тут и торговый договор, случайно, в глубоком обшлаге широкого рукава обнаружился, ну надо же какие предусмотрительные английские мореплаватели оказались! Или всё же не вдруг, и не случайно, обнаружился? Разумеется, не вдруг, так как англичане изначально плыли в Белое море, для налаживания отношений с русскими и заключения торгового соглашения.

Пробежимся по датам, так как именно в них и кроется разгадка всех этих путаниц с целями экспедиции.

В 1552 году русские войска берут Казань, и по Волге и Каме открывается прямой водный путь к Каспийскому морю, а оттуда, хоть от Астрахани степями да пустынями в Среднюю Азию, Афганистан и заветную Индию, а хоть морем в богатейшую Персию. Понятно, что в 1553 году Астрахань ещё не была взята русскими войсками, однако англичане умели просчитывать намного шагов вперёд, причем заметьте, чужих шагов, и для них уже было яснее ясного, что Астрахань будет московской, причем в самое ближайшее время. Как только в Лондоне узнали о взятии русскими Казани, для них стала ясна огромная выгода прямой торговли с южными странами через Белое море, Волгу, Каму, Каспий. Вот и послали они быстренько экспедицию Хью Уиллоби в Белое море, а, чтобы никто в Европе не заподозрил их в истинной цели, и не дай Бог, не опередил, запустили «дезу» с плаванием в Индию. От мастера, большой политики, или вернее сказать «Большой игры», за право держать в своих руках торговлю с югом и Индией через Московское царство, а позднее Россию.

Уже в 1554 году Ричард Ченслор убыл в туманную Англию с торговым договором и преимущественным правом беспошлинной торговли с Московским царством. Уже в 1555 году была учреждена «Московская компания» и торговля началась.

Продолжалась вся эта торговая благодать для Англии до воцарения на русском престоле царя Петра I. Скорый на крутые преобразования реформатор лишил Московскую компанию монопольных прав, однако англичане продолжали вести торговлю ещё более ста лет. Только после того, как в 1808 году, Россия по воле Александра I присоединилась к Наполеоновской Франции в войне против Англии, Московская компания прекратила операции.

Нет, совсем не зря Англия держалась за торговлю с Россией, видно очень большие прибыли она ей приносила. Вот только Россия никаких прибылей, после лишения Англии монопольного права на торговлю, не получила, и после прекращения операций Московской компанией, тоже никаких выгод не приобрела. А вот сильнейшего противника в «Большой игре» получила, и потеряла на много больше, чем если бы не лишала Англию торговых привилегий. Это мы, русские, быстро всё забываем, а англичане нет, особенно упущенная выгода не даёт им покоя столетиями и побуждает к различным недружественным действиям. От того видно и началось противостояние туманного Альбиона с Россией.

Как видите торговля действительно двигатель прогресса и экономики, но только для того, кто умеет правильно вести торговлю.

В последние сто лет международная торговля пережила глобальные потрясения и изменения, с появлением средств связи, особенно интернета, развитием контейнерных перевозок и появлением глобализации, она вышла на новый уровень, позволяющий получать от неё ещё большие прибыли, однако опять же тем, кто правильно ведёт дела и особенно умеет правильно заключать договора купли-продажи, а ещё точнее, заключать договора на наиболее выгодных для себя условиях. Как мы уже упоминали, необходимо получать максимальную прибыль и выгоду от торговли, потому что только в этом случае, торговля приносит наибольшую выгоду для всей экономики страны, а не только для «дырявого» кармана отдельного коммерсанта.

Рассмотрим вкратце условия контрактов купли-продажи. Эти условия ещё называют «условиями запродажных контрактов» и их обязательно изучают в разделе «Коммерческая эксплуатация». Так как у нас не лекция по данному предмету, то мы пройдёмся по ним кратенько.

Существует много различных видов контрактов, однако четыре из них можно отнести к основным, или как их ещё называют, базовым, и они состоят из пакета основных условий, которые распределяют обязанности между продавцом и покупателем, а, следовательно, и расходы, и в конечном счёте, от них зависит стоимость товара и прибыль продавца и расходы покупателя.

Итак, четыре основных запродажных контракта с условиями купли-продажи:

СИФ (CIF) – стоимость, страховка, фрахт (coast, insurance, fright).

 КАФ (CAF) – стоимость и фрахт (coast and fright).

 ФОБ (FOB) – свободно на борту (free on board).

 ФАС (FAS) – свободно у борта (free alongside).

Расшифруем, что значит каждый пакет условий.

По запродажному контракту на условиях СИФ, продавец обязан за свой счет доставить товар в указанный в контракте порт погрузки, зафрахтовать грузовое судно, погрузить груз на судно, вручить покупателю «чистый коносамент» и другие предусмотренные контрактом документы, застраховать груз на срок морской перевозки.

Очевидно, что это самые выгодные для продавца условия, так как он несёт все расходы по доставке груза в порт получателя, то и поэтому цена товара на много выше. Соответственно, продавец может зафрахтовать судно у отечественного судовладельца и тем самым будет стимулировать развитие судоходства и судостроения в своей стране. Правда, иногда выгоднее зафрахтовать иностранное судно, особенно, когда необходимо доставить груз в отдалённый порт, откуда обычно нет обратного груза, а переход в балласте (судно без груза) «съест» всю полученную за перевозку груза прибыль или если необходимо доставить груз в страну где идут военные действия и имеется большой риск потерять судно. Опять же стимулируется развитие страховых компаний за счет страхования груза на период морской перевозки. Очевидно, что наибольший эффект для экономики страны имеет стимулирование судостроения на отечественных судостроительных заводах.

К сожалению, в последнее время, основная доля экспортных, то есть проданных грузов, перевозится на иностранных судах и страхуется в иностранных страховых компаниях, иными словами, ситуация очень сильно напоминает времена Иоанна Грозного. Страна вроде торгует, и объём ежегодно перегружаемых через морские порты России грузов, превышает 780 миллионов тон, только вот основная масса этого богатства вывозится и привозится на судах под иностранными флагами. Дух Великого Петра, где ты, приди и наведи порядок, а то через проломленные тобой окна и двери вывозятся подешевке природные и рукотворные богатства России.

Условия КАФ – это тоже самое, что и СИФ, только груз на время морской перевозки страхует покупатель.

Условия ФОБ означают, что продавец обязан доставить груз в указанный в контракте порт и погрузить за свой счет на судно, которое фрахтует покупатель, вручить покупателю «чистый коносамент» и другие предусмотренные контрактом документы, ага, проницательный читатель уже смекнул, что это наиболее выгодные для покупателя условия, так как он несёт расходы по фрахтованию судна, то стоимость покупаемого товара ниже. Опять же покупатель, фрахтуя судно у отечественного судовладельца стимулирует развитие отечественного судоходства, судостроения и всего, что уже было сказано выше.

Условия ФАС тоже, что и ФОБ, только продавец обязан за свой счет доставить груз в указанный в контракте порт на причал к борту судна, в пределах досягаемости судовых грузовых средств (судовых кранов или грузовых стрел), а уже покупатель, за свой счет грузит его, на им же зафрахтованное судно.

Такой вот двигатель прогресса и экономики получается, прямо скажем, неважнецкий. При СССР все, или, почти все, грузы продавались на условиях СИФ, а покупались на условиях…, правильно ФОБ, и тем самым Держава получала наибольшую прибыль от внешней торговли.

Ну, а в наше время? А в наше время…, за Державу обидно!


Автор капитан В.Н. Филимонов

0