Пифагор вам в помощь моряки

или рассуждения о пользе теоретических знаний

 

 

                                                                                                           «О, сколько нам открытий чудных

                                                                                                           Готовят просвещенья дух, …»

                                                                                                                                                (А.С. Пушкин)

 

Среди моряков всех возрастов и званий существует множество мнений о необходимости и целесообразности получения общеобразовательных и специальных знаний. Некоторые из наших коллег до-рассуждались до того, что отрицают необходимость чуть ли не всего профессионального образования, а необходимость общего образования они вообще считают не нужной. Разумеется, спутниковая навигация (GPS), электронная картография, электроника и компьютеризация навигационных приборов, например, радиолокаторов и средств автоматической радиолокационной прокладки, значительно облегчили определение места судна в открытом море и в близи берегов, а также опознание встречных судов, получение информации об их элементах движения и наличие опасности столкновения. Удобства, очевидны и бесспорны, однако их появление и внедрение никак не может стать поводом, чтобы отказываться от необходимости получения добротного общего и профессионального образования.

К сожалению многие не до понимают основную цель любого образования и необходимость получения знаний. А ведь цель образования, кроме получения профессиональных знаний, заключается ещё и в том, чтобы развить у человека умственные способности, которые позволят ему успешно применять полученные знания на производстве и находить наиболее подходящие решения в случае возникновения нестандартных ситуаций.

 В современном судоходстве штурманам каждодневно приходится находить решения для многочисленных, и в большинстве случаев, не связанных с управлением судном, задач. Умение находить правильные решения значительно облегчает работу, а значит, и прямо и косвенно способствует эффективной и безопасной эксплуатации судна. Так как в наших статьях речь идет о торговом мореплавании, то мы и упоминаем «безопасность и эффективность» вместе, а под словом «эффективность» подразумевается коммерческая выгода. Без коммерческой выгоды торговое мореплавание будет бессмысленно и перестанет существовать, однако любая коммерческая выгода не должна получаться «любой ценой», а только в рамках действующих конвенций и других многочисленных правил, то есть безопасно. В условиях кризиса в экономике и, следовательно, в международном судоходстве, сочетание «эффективно и безопасно» становится одним из важнейших принципов эксплуатации судна, поэтому принятие наиболее подходящих решений становится критически важным. Причем, даже в мелочах.

Разумеется, с годами, у каждого моряка, накапливается в загашнике (в запасе), изрядное количество примеров с подходящими решениями всевозможных ситуаций. Тем не менее, вполне очевидно, что невозможно иметь готовое решение для всех возможных случаев. Однако, как показывает практика, этого и не требуется, достаточно чтобы специалист имел соответствующие общие и профессиональные знания и способности. И именно знания являются главными, потому что наличие способностей подразумевается само собой, ну а как же без них, ведь и сапожник без способностей такую обувь сварганит, что на ногу она не налезет, а если и налезет, то мозоли гарантированы. Так что наличие способностей и таланта необходимы в любой профессии.

С точки зрения системного подхода, управление судном, как управление производственным процессом его эксплуатации – это управление сложной, открытой, динамичной и когерентной системой, с большим количеством связей. Управление любой системой дело не простое, а в нашем случае дело очень даже сложное. Любое упрощение сложных процессов далеко не всегда приводит к улучшению в их управлении, особенное если упрощение сводится к банальному примитивизму. Академик Челомей говорил, что система, основанная на не естественных принципах обречена на гибель. Так же и система, в которой естественные связи пытаются подменить не естественными, то есть упрощенными и примитивными, не может функционировать должным образом и, если и не погибнет, то только потому, что рано или поздно будут предприняты меры для внесения изменений, с целью улучшения её работы. У читателя может возникнуть вопрос какая связь между образованием и сказанным выше. А связь самая прямая, так как эффективное и безопасное управление сложной системой, под которой мы подразумеваем эксплуатацию современного грузового судна, невозможно без получения хороших базовых и профессиональных знаний. Можно бесконечно долго дискутировать на эту тему, мы же ограничимся тем, что уже изложили и расскажем о забавном случае, который произошел у нас на судне.

Лет совсем не …тцать назад, у нас, на совсем новеньком контейнеровозе, в ЦПУ (центральном посту управления) машинного отделения, на одной из приборных панелей, сгорел один из дисплеев. Как обычно, в таких случаях, отправили в компанию, в отдел снабжения, заявку на новый дисплей. Через некоторое время, из компании приходит сообщение о том, что в наличии имеются такие-то дисплеи с размерами по диагонали: 17», 19», 21», 22», 24» и просят сообщить какой именно из перечисленных нам подойдет. Так как к этому времени сгоревший монитор мы уже сняли и сдали в мусор, то измерить его диагональ не было возможности. На приборной панели остался только прямоугольный вырез. Отсутствие образца и стало поводом к развернувшейся комедии.

Команда начала выяснять, монитор какого размера подойдет под размер выреза! Как водится, идей и предположений было предостаточно. Хотели измерить длину диагонали выреза, но как назло длина линейки оказалась недостаточной. Пытались измерить диагональ рулеткой, однако, из-за некоторого провиса ленты рулетки, засомневались в точности измерений, да и рулетка была в сантиметрах, а диагональ мониторов дана была в дюймах. После бесплодных поисков решения, так не кстати возникшей головоломки, все участники сего действа упали духом. От кого-то поступило даже предложение запросить компанию, чтобы прислали размеры мониторов по ширине и высоте экрана. Может оно и правильно, сравнили бы их с размерами выреза и авось подобрали бы нужный нам дисплей.

Посчитав это недопустимым позором для нашего судна, пришлось прийти на помощь, и напомнить горе-командирам, что у прямоугольного треугольника квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Как водится, от них последовал гениальный вопрос: «И что с того?». Пришлось объяснять им, что диагональ в прямоугольном вырезе приборной панели, является диагональю прямоугольного треугольника с катетами, равными ширине и высоте выреза, а раз так, то измеряем их длины, возводим в квадрат, суммируем и извлекаем квадратный корень. Полученная величина и будет диагональю выреза, но в сантиметрах, поэтому необходимо перевести в дюймы. Снова возникла заминка, теперь уже с переводом сантиметров в дюймы. Поведав их, что 1 дюйм равен 2,54 см, получили диагональ выреза в дюймах.

Этот случай заставил меня задуматься над уровнем современного образования, так как поисками решения возникшей выше задачи, занимались в общем-то молодые люди. Разумеется, кто-то скажет, да это только на этом судне такие неучи, а вот у нас… Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Впоследствии, работая на других судах, в очень даже респектабельных компаниях, в которые, чтобы устроиться необходимо пройти немереное количество всевозможных тестов и подготовок, стал предлагалась помощникам найти решение для данной задачи.  Так и хочется сказать: «Вы не поверите!», но это действительно так! В лучшем случае, предлагали решение с измерением диагонали выреза всеми подручными способами, а в худшем – пожимали плечами! Один молодой 2-й помощник, который совсем-совсем не знал, как найти решение, на вопросы о формуле квадрата гипотенузы и о Пифагоре ответил, что он никогда не слышал ни формулы, ни имени грека! Даже написанная для него формула, не вызвала у него никаких воспоминаний, из совсем близких для него, лет обучения в школе и мореходке. Обнадежило только то, что такой «умник» встретился всего один раз и образование он получил не в России, а в одной из Прибалтийских республик.

Данный случай покажется кому-то комичным, а кому-то трагикомичным. Кто-то может быть задумается над тем, что сложнейшей системой, к которой относится современное судно, зачастую, имеющее на борту несколько тысяч тон топлива, а в контейнерах несколько сот, а иногда и тысяч тон опасных и токсичных веществ, управляют так называемые «специалисты», с уровнем образования, не позволяющим им найти решение для простенькой задачки, соответствующей уровню средней школы.

Цель рассказа не в том, чтобы кого-то обидеть, разумеется нет людей, которые всё знают и нет людей которые ничего не знают, однако, когда вопрос касается безопасности людей, высказывание, что хороший человек – это не профессия, звучит как никогда актуальными.


Автор капитан В. Н. Филимонов

0