Ватервейс, ширстрек, шпигат

 

Ватервейс происходит от английского слова waterways, которое состоит из двух слов, water – вода и ways – пути, и дословно переводится как водяные пути.

В морской терминологии парусных кораблей ватервейсом называли толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего корабля. Они придавали кораблю дополнительную продольную прочность. Эти брусья, на несколько сантиметров были толще, чем доски палубного настила и поэтому служили своеобразным барьером для попадающей на палубу забортной или дождевой воде, а так как идущий под парусами корабль всегда имеет крен на подветренный борт, то находящаяся на палубе вода стекала вдоль ватервейса к шпигатам, а через них за борт.

корабль

С применением в судостроении стали, сильно изменилась архитектура кораблей и из набора исчезли многие детали, применяемые при строительстве деревянных кораблей, в том числе толстый деревянный брус, уложенный вдоль борта судна, а на смену ему пришел ширстрек, который собственно продолжил выполнять те же две функции, что и ватервейс – служить для улучшения продольной прочности корпуса корабля и так как он возвышается на несколько сантиметров над палубой, то вдоль него вода стекает по палубе до шпигатов.

корабль

Долгое время на стальную палубу укладывался настил из толстых деревянных досок. Деревянный настил служил своего рода изоляцией и предохранял палубу, в жарких широтах от нагревания, а в холодных от охлаждения. Да и как средство звукоизоляции на стальном корабле он тоже очень эффективен. Правда у деревянного настила были и существенные недостатки, он гниёт и хорошо горит. Так что дело было далеко не только в красоте и ностальгии моряков по парусам, как только появились более подходящие и дешевые материалы дерево почти перестали употреблять на судах. Однако морские термины тем не менее сохранились.

Деревянный настил на стальной палубе никогда не доходил до самого борта и ширстрека и между ними, таким образом, образовывался своеобразный желоб, в который с деревянной палубы стекала вода. В этом желобе делали отверстия, через которые вода по трубам стекала за борт. Такие, как правило, круглые отверстия называются шпигатами. Сам желоб стали называть ватервейсом.

Со временем деревянный палубный настил перестали употреблять на судах, хотя, в настоящее время его устанавливают на парусных судах, яхтах, круизных лайнерах.

На современных судах, за исключением специализированных судов для перевозки навалочных грузов – балкеров, верхний лист бортовой обшивки (ширстрек) возвышается над стальной палубой на несколько сантиметров (от 2,5 до 5 или от 1-го до 2-х дюймов, 1 дюйм равен 2,54 сантиметра). По названию пояса, возвышающуюся над палубой часть листа обшивки, образующую своеобразный бортик, называют ширстрек.

Ширстрек является важной частью корпуса судна и, так же как в своё время ватервейс, служит для усиления его продольной прочности. В нём не допускается наличие трещин и уж тем более вырезание каких бы то ни было отверстий.

На современных грузовых судах моряки по старой привычке называют пространство палубы рядом с ширстреком, ватервейсом, хотя фактически, как отдельной детали или характерной части архитектуры корпуса судна, его не существует.

С палуб судна вода стекает за борт через специально сделанные в них отверстия, которые называются шпигатами.

корабль

В русский морской лексикон термин шпигат введен во времена Петра Великого из голландского языка. По-голландски, термин spiegatобразован от spuiten – лить и gat — отверстие, вот и получилось сливное отверстие или отверстие для слива воды.

корабль

На современных судах шпигаты делают как правило круглой формы, особенно если за шпигатом проложена сливная труба.

корабль

С точки зрения прочности, круглое отверстие значительно менее ослабляет прочность листа стали, чем отверстие с прямыми углами. Например, если на стальной поверхности образовалась трещина, то для того, чтобы остановить дальнейшее распространение трещины на её концах высверливают круглые отверстия и тем самым ослабляют действие напряжения, разумеется, что это временную мера и она ни в коем случае не заменяет ремонт поврежденного участка стальной поверхности.

корабль

Для того, чтобы шпигат не засорился, сверху на него могут устанавливаться съёмные или постоянные защитные сетки или иные устройства. Однако на палубах, где установлены устройства для приема топлива и масла, а так же фланцы для выдачи замазученных вод, для шпигатов должны быть предусмотрены заглушки или запорные устройства, для предотвращения стекания разлитого на палубу топлива, масла или нефтесодержащих вод.


Автор капитан В.Н. Филимонов

3+