Полубалансирный руль

 

Балансирный руль — это руль у которого площадь пера руля расположена частично в нос от оси вращения, то есть от баллера. Часть пера руля расположенная в нос от оси вращения, называется балансирной. Перо руля имеет обтекаемую форму с максимальным сужением в хвостовой части. У балансирного руля ось вращения проходит через перо руля и точка приложения сил давления находится ближе к оси вращения, поэтому для его перекладки нужна меньшая мощность.

перо руляПолубалансирный руль имеет балансирную часть только в нижней части пера руля, примерно с половины высоты руля. У полубалансирных рулей, устанавливаемых на быстроходные суда, перо руля сужается сверху вниз как в передней части так и в хвостовой части.

Полубалансирные рули устанавливают как правило по полуподвесной схеме. При такой схеме в верхней части, перо руля поддерживается баллером, а средняя часть насаживается на штырь, установленный на рудерпост в нижней части обтекателя. Такая схема установки полубалансирного руля позволяет почти вплотную приблизить перо руля к рудерпосту и до минимума уменьшить вихреобразование в зазоре между рудерпостом и пером руля. Рудерпост имеет максимально обтекаемую форму для уменьшения сопротивления и берёт на себя значительную часть нагрузки от потока воды.

перо руляДля фиксирования пера руля на штыре рудерпоста, в пере руля имеется технологический вырез, который после затяжки болтов закрывается крышкой. На фотографии это круглое отверстие, расположенное чуть выше рудерпоста.

Перо руля делается пустотелым. Оно состоит из рамы, которая обшивается стальными листами. Рама руля состоит из горизонтальных рёбер и вертикальных диафрагм. Сверху и снизу перо руля закрыто торцевыми листами. Внутреннее пространство для обеспечения водонепроницаемости и защиты от коррозии, заполняется смолистым веществом или сомовспенивающимся пенополиуританом.

 

Перо руля

Полубалансирный руль, установленный по полуподвесной схеме на контейнеровозе дедвейтом 42000 тон. Перо руля и обтекатель рудерпоста имеют максимально обтекаемую форму и вместе с очень обтекаемой формой подводной части корпуса судна, позволяют значительно снизить сопротивление воды.


Автор капитан В. Н. Филимонов

6+