Гребной винт контейнеровоза

 

Гребной винт современного грузового судна можно сравнить ну если не с сердцем, то уж с равноценным органом. Винт вместе с главным двигателем обеспечивает самое главное, что в судоходстве, в общем-то равняется эквиваленту материальных благ, то есть скорость. Да, именно скорость, является источником благ для судовладельца и источником головной боли для капитана и старшего механика на судне. От скорости доставки груза зависит прибыль судовладельца. Нет, ну конечно, во время всемирного кризиса, вдруг, в одночасье, всё меняется, ну скажем, с точностью до наоборот, ещё вчера от капитана требовали любой ценой следовать со скорость 25 узлов, а сегодня утром, так же настойчиво требуют следовать с минимальной скоростью. То есть, требуют от капитана, человека в обще-то сугубо узко специализированного, хотя и всесторонне развитого, в одночасье изменить законы механики, и сделать с точностью до наоборот, то, что ещё вчера, ставилось ему в укор и могло стать для него, пусть и кратковременным, но источником неприятностей и досады. Представляю как вас перекривило, если вы всё таки дочитали до конца предыдущее предложение! Но для вас это всего лишь сложноподчинённое предложение, перенасыщенное избыточным количеством деепричастных оборотов, то есть то, за что в школьных сочинениях по литературе, мне ставили в лучшем случае тройки, ну а в худшем, сами поняли что. Оно ведь и понятно, попробуйте ка совместить несовместимое с непонятным. Однако вернёмся ка к судовым винтам. Вопреки ко всей кажущейся несуразности, в общем-то общего между сказанным выше и судовыми винтами больше чем кажется. Для штурманов и капитанов, теория винта это то же самое, что и сложноподчинённое предложение с деепричастными оборотами. так же заумно, непонятно и… бессмысленно! А спрашивается зачем мне, судовому драйверу, знать енту, ка её там, теорию винта. Совершенно с вами согласен, знать конечно необходимо, но необязательно. Вот лично мне, за 37 лет углублённой работы на «речморокеанских» судах, ну ни одного раза, не довелось встретить вот такого «батаника», который бы, вопреки суждению литературного образа Козьмы Пруткова, смог объять необъятное и совместить несовместимое, иными словами быть эдаким технократом-ботаником. Были или драйверы-неучи или ботаники-аварийщики.  А чего вы собственно удивляетесь! Для меня лично вообще нет ничего странного. А как вы хотели? Нет, ну понятно, вы как все нормальные люди, хотели бы на халяву. Это и понятно, но в случае с управлением судном, или как мне кажется, в случае с управлением сложной, открытой, динамической, когерентной системой, на халяву не прокатит. Здесь, без вот этого внутреннего, сугубо личного, чему нельзя просто научиться, стоя или сидя рядом, или пытаясь механически запомнить что, делает шипдрайвер, и уж чему точно нельзя научиться, только листая и читая, даже до умопомрачения, самые «завумные» книжки, написанные такими же, как и читающие их, «теоретики-ботаники». Если вы, не смотря на всю кажущуюся для вас никчемность и бессмысленность, дочитали вместе с автором до, почти середины нашей статьи, уже поняли, что без личного призвания, или того, что больше всего ненавидят современные «эффективные манагеры», «обезличивающие», «обезоруживающие» и им подобные, «ничего конкретного не могущие сделать» пустышки, то есть без личного таланта, не возможно обойтись. Ох уж этот талант! Вы даже не представляете, какое это ненавистное слово среди штурманов! Ну казалось бы всё имеется в наше время, и GPS-ы, и ECDIS-ы, и DP-ы, и другие, трудно произносимые гаджеты, ан нет! Всего этого, ну совсем не достаточно, для управления судном. Нет, ну с лоцманом, тремя буксирами, двумя подрульками, безветренной погодой, отсутствием течения,  в светлое время, отсутствием других судов в радиусе двух миль, «профи» на баке и корме, и так далее и тому подобное, тогда может быть они и смогут подвести судно к причалу на дальность броска выброски этими самыми «профи» на баке. Да понял я уже понял, что вы обо мне думаете и говорите сквозь зубы. Вот, что мне в амерах нравится, так это их «золотые» слова: «Не важно, что обо мне говорят другие люди, важно, что я делаю».

Н да, собственно, мы о гребных винтах речь ведём. А что нам, судовым драйверам, о них говорить. Ну вращаются они себе там под кормой, в мутной воде, и мешают нам своим неправильным вращением, правильно швартовать свои судёнышки.

А гребных винтов в наше время превеликое множество. Конечно, удобнее все винты разделить на две группы: винты фиксированного шага и винты регулируемого шага. Первые устанавливают на большие, очень большие и огромные грузовые суда. Вторые устанавливают на судёнышки поменьше.

Винты фиксированного шага бывают очень разные и отличаются друг от друга не только понятными и осязаемыми понятиями, такими как:  количеством лопастей, формой лопастей, но и заумными и абстрактными, с точки зрения драйвера понятиями, как шаг винта.

Гребной винт грузового судна, эксплуатация которого всегда связана с поддержанием высокой скорости движения, сочетает в себе все достижения современной науки о гребных винтах: и научно обоснованное количество лопастей, и доказанную опытным путем форму лопастей и скрупулёзно вычисленный инженерами шаг винта. Скрупулёзно от латинского скрупул, так римские легионеры называли маленький острый камешек, попавший в сандалию. Однако современная Википедия, источник вселенских знаний, трактует этот термин по иному. Ну так и мы ведь учились не только по Вики, но и по Льву Николаевичу Гумилёву и Юрию Венелину и по другим не «википедийным» гуманитариям и технорям.

гребной винт

 

 

Правильно, лучше один раз увидеть, чем слушать, не знамо кого. На фото винт фиксированного шага контейнеровоза дедвейтом 42000 тонн, да собственно и на контейнеровозе в 52000 и 62000, устанавливают такие же винты. Это добротные винты, разработанные для выжимания из контейнеровозов максимальной скорости, при минимальном расходе топлива. Минимальном расходе, понятие, понятно относительное, на судне с фото, суточный расход на полном ходу, составлял 105 тонн тяжелого топлива в сутки. Понятное дело, полным ходом, ходили только до кризиса 2008 года, потом скорость резко и значительно поубавили.

Такие вот винты в наше время устанавливают на многие суда. Винт конечно симпатичный, симметричный и гармоничный, а значит самый удобный для достижения судном максимальной скорости.

Для тех читателей, которые интересуются влиянием винта на управляемость судном во время швартовки и отшвартовки судна, мы расскажем в наших статьях в разделе управление судном. А в данной статье, с движением судна не связанной, а значит не представляющей угрозы для судна, мы и позволили себе немного лишнего, не связанного с темой, наговорить. Ну что же, бывает, на море много чего бывает, самого невероятного и казалось бы не относящегося работе штурмана. так что лучше заранее себя готовить ко всякого рода «сюрпризам».

гребной винт

А вот гребной винт лесовоза-пакетовоза ледового класса. Четыре лопасти, совсем другая форма лопастей и никакого намёка на претензию летать над волнами. Тем не менее, лесовозы данной серии, типа «Пионер Москвы», развивали совсем даже не плохую скорость, 15 узлов в грузу.

Форма подводной части корпуса в районе ахтерштевня, у обоих судов сильно отличается.  Для шипдрайверов этого в общем то обычно достаточно, а для более углублённого изучения необходимо прочтение специальной литературы.

5+