Дельные вещи

 

 

На каждом судне имеются: корпус судна и составляющие его элементы набора и обшивки; главный, вспомогательные и аварийный двигатели; машинные и палубные механизмы; судовые системы; судовые устройства; оборудование внутренних помещений; приборы и инструменты; спасательное и противопожарное оборудование.

Кроме всего этого имеется еще одна группа предметов, без которых не обходится ни одно судно – это дельные вещи. Согласен, что звучит несколько необычно и даже забавно, тем не менее название дельные вещи— это кондовое название большого числа предметов, применяемых на каждом без исключения судне, независимо от его размеров и назначения. Название введено в русский морской обиход основателем нашего флота Петром Великим и происходит от голландского слова «deel», что в переводе на русский обозначает «часть», «элемент», «доля», «составляющая».

В наше время оригинальное название практически вытеснено из употребления, нет не новым термином, а к сожалению, элементарным невежеством. Практически на каждом судне вместо правильного названия не только всей группы деталей, а и каждого предмета в отдельности применяется выражение типа, «эта штуковина», «та фиговина»,…., и так далее, и тому подобное, в зависимости от богатства словарного запаса моряка.

В одном пособии обнаружил упоминание, что Международная организация по стандартизации (The International Organization for Standardization – ISO), приняла решение вместо термина «дельные вещи» применять термин «оборудование корпуса».

Совершенно непонятно чем новый «исовский» хрен так уж слаще Петровской редьки, что потребовалось заменить термин, введенный в оборот основателем флота. Тем более, что любая унификация стандартов, a-prioriне подразумевает потерю национальной самоидентичности нации, которая неизменно наступает в случае выведения из употребления самобытных слов из языка и введение обезличенных и непонятных терминов, особенно когда употребляют иностранные слова без перевода на русский язык, звучит дико и вызывает обоснованный протест. Например, когда какой-нибудь министр в нашем «потешном» правительстве говорит, что «мы отложили имплиментацию, подписанного с ЕС соглашения», он сам то понимает, что сказал, ведь основная масса слышавших эту фразу русских людей точно не поняла, что имел ввиду «потешный» министр. А он оказывается пытался сказать, что «мы отложили введение в действие, подписанного с ЕС соглашения». Или еще один из «потешных» произносит «мы не должны поддаваться алармистским настроениям», спрашиваю у людей знакомых с английским языком, что они думают о словах сего «ученого государственного служащего», они отвечают, что не поняли, что он нагородил с набором слов, а он оказывается имел в виду, что «мы не должны поддаваться тревожным настроениям».

Ну что тут можно сказать, употребление не к месту иностранных слов, просто произносимых по-русски, точно не повышает уровень их учености в глазах большинства людей, а вот «потешными» от этого они точно выглядят. В богатом русском языке вдоволь слов на все случаи жизни и многие термины, которые вводились в обиход в виде иностранных слов наоборот со временем были заменены русскими значениями, например «гондек», стал со временем «батарейной палубой», ну а те, что сохранили свое название до нашего времени, мы же не меняем в угоду «исовским» хотелкам, например термины «пяртнерс» или «брюканец». Согласен, что они и у многих просоленных морских волков могут вызвать недоуменный вопрос, однако как из хорошей песни слова не выкинешь, так и из морской терминологии не должны бездумно изыматься термины, введенные в оборот столетия назад.

Что еще хуже, так это то, что старый термин уже затолкали в темный и пыльный угол (это как все знают у нас очень быстро и легко почему-то делается), а новый «исовский», в учебные программы вставить подзабыли, потому что уж больно многие выпускники учебных заведений понятия не имеют, что значит «оборудование корпуса» или «дельные вещи».

К дельным вещам относятся литые, кованные, металлические и другие части и детали оборудования судна, не входящие в состав корпуса судна и не относящиеся к судовым устройствам и меблировке помещений, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации судна.

К дельным вещам относятся:

1) иллюминаторы круглые и прямоугольные;

2) двери наружные и внутренние всех видов, балясины на комингсе ниже двери, дверные проемы и детали;

3) крышки световых люков и лазов в подсобные помещения и аварийные выходы и их комингсы;

4) горловины в отсеки, например в цепные ящики, коффердамы, тоннели и цистерны;

5) трапы всех видов и их оборудование: стационарные, переносные, внутренние, вертикальные и скоб-трапы;

6)  леерные ограждения на палубах, надстройка, мачтах, платформах и других ограждениях;

7) планшири и поручни;

8) тентовые стойки и их перекрытия;

9) клюза якорные и швартовные, кнехты, битенги, рымы, талрепа, скобы, обухи, киповые планки, роульс, утки швартовые, для фалов, флагов и другого бегучего такелажа;

10) палубные шпигаты и сливные трубы;

11) дренажные устройства на комингсах грузовых трюмов;

12) все виды петель, крючков, стопоров, ограничителей, кронштейнов, ручек, доводчиков дверей;

13) вентиляционные лючки с крышками и задрайками;

14) съёмное леерное ограждение в месте доступа лоцмана на борт судна;

15) крышки и сетки льяльных колодцев;

16) крышки замерных трубок;

17) шлюпбалки, трап балки, мини балки, например на баке над крышкой люка в шкиперскую или «сухой трюм»

18) съёмные защитные кожуха и детали для их крепления;

19) съемные головки на воздушных трубах судовых цистерн;

20) держатели для шкивов и сами шкивы;

21) съемные настилы и решетки на платформах и переходных мостиках;

22) съемные настилы под эвакуационными шторм-трапами, швартовыми, вокруг пелорусов с репитерами и нактоузов с компасами.

Разумеется, что мы не перечислили всех деталей относящихся к дельным вещам на судах, потому что это практически не возможно, заняло бы слишком много времени и утомило бы читателей, да и в этом нет необходимости, так как даже того, что перечислено достаточно, что бы иметь представление о том, какие детали на судне относятся к дельным вещам, например, на гребной шлюпке, металлическая накладка на планширь, с отверстием и втулкой для уключины, также относится к дельным вещам.

Всегда необходимо оставлять возможность и пространство для работы воображения, это не только укрепляет и развивает общие умственные способности человека, но и весьма эффективно способствует тому, что у моряка развивается профессиональное пространственное воображение, которое позволяет ему создавать виртуальную картину каждой ситуации и главное прогнозировать возможные пути её развития. Это необходимо при управлении судно в узкостях, портовых водах, стеснённых рейдах и акваториях, во время швартовых операциях, постановках и съёмках с якоря, аварийных ситуациях, спасательных операциях и многих других эксплуатационных ситуациях, когда в условиях дефицита времени необходимо быстро собрать информацию, провести её анализ, спрогнозировать возможное развитие ситуации, найти возможные варианты действий, выбрать наиболее подходящий в данных условиях и обстоятельствах и следовать им.

Пусть читателей не удивляет, что мы рассматриваем в статье о дельных вещах, вопросы пространственного мышления, так как в работе моряка, буквально все взаимосвязано и каждая, на первый взгляд, маловажная деталь может в той или иной ситуации иметь критически важное значение. На самом деле на судне нет мелочей и нет мелочности, а есть наблюдательность и заботливое отношение к каждой детали на судне. Как правило, в основу практически каждой поломки или несчастного случая, легла неисправность, которую игнорировали и не приняли своевременных мер для её исправления, очень часто такими деталями были дельные вещи.

Дельные вещи в виду своей многочисленности очень часто становятся поводом для получения судном замечаний во время всевозможных проверок и аудитов. Многие из них могут явиться причиной задержания судна в порту, то есть при проверке судна инспектором портового контроля он выставит этому замечанию код «30». В этом случае судно не сможет покинуть порт до тех пор, пока замечание не будет устранено, и инспектор повторно его не проверит, только при этом за повторный вызов инспектора судовладелец должен заплатить определенный штраф.

В процессе эксплуатации судна, поддержание дельных вещей в исправном и работоспособном состоянии, является повседневной заботой старшего помощника капитана и боцмана с находящейся в его распоряжении палубной командой. Поэтому и старпом, и боцман обязаны знать, что относится к дельным вещам и как правильно осуществлять их техническое обслуживание и поддержание в рабочем состоянии.

Разумеется, что капитан обязан осуществлять общее руководство и контроль, но только именно общее, так как и старпом и боцман должны обладать достаточной степенью самостоятельности.

дверьдверидверьдверьиллюминаторыдверидверь

крышкакрышка люкакрышкакрышкалюксудовой коридорличкииллюминаторыкрышкапалуба суднакорабльэлементы суднаэлементы суднапалуба суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднаэлементы суднавещь

3+