Способы отдачи якоря

 

В данной статье рассмотрены именно способы отдачи якоря, а не способы постановки судна на якорь в тех или иных условиях. Соответственно, мы не будем рассматривать влияние внешних факторов на судно: ветра, течения, скорости судна, характера грунта и т. д., так как все эти факторы влияют, в основном, на способ маневрирования при постановке на якорь, а не на способ отдачи якоря, хотя, разумеется, и эти факторы могут повлиять на выбор способа отдачи якоря.

Способ отдачи якоря зависит от глубины в предполагаемом месте постановки на якорь. Существуют четыре способа отдачи якоря. Глубины разделены на четыре диапазона.

Первый: глубины до 20 метров.

Второй: глубины от 20 до 30 метров.

Третий: глубины от 30 до 50 метров.

Четвертый: глубины от 50 до 82,5 метров.

Необходимо отметить, что постановка на якорь на глубинах свыше 82,5 метров не рекомендуется. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованиями классификационных обществ, якорное устройство обычных грузовых судов, должно обеспечивать выбирание отданного якоря с тремя смычками, находящимися в подвешенном состоянии. Длина смычки принимается равной 27,5 метров, следовательно, длина трех смычек составляет 82,5 метра. Таким образом, якорное устройство не испытывается на выбирание якоря с глубин более 82,5 метров и, следовательно, никто не может гарантировать его работоспособность на больших глубинах. Несмотря на это, если якорное устройство исправно, то как правило, судно может становиться на якорь и на глубинах до 100 метров. На глубинах свыше 100 метров, постановка на якорь не рекомендуется. В случае сомнений, капитану рекомендуется обратиться за разъяснениями к капитану-наставнику или к морскому суперинтенданту, как их называют в иностранных судоходных компаниях. В некоторых компаниях, наученных горьким опытом многочисленных потерь якорей с полной длиной якорь-цепи, в Судовом Руководстве по Безопасной эксплуатации, в разделе Управление судном, помещена подробная процедура постановки судна на якорь, в которой указано на каких максимальных глубинах разрешена постановка на якорь судов компании.

Далее мы рассмотрим способы отдачи якоря при исправном якорном устройстве. Якорное устройство принято считать исправным только тогда, когда выполняются его регулярные проверки, техническое обслуживание, ремонт и испытание, сертифицированными специалистами, с периодичностью, и в сроки, установленные, в соответствии с требованиями завода изготовителя и правилами классификационного общества. Также необходимо заметить, что данные способы могут безопасно применяться только когда судно, имеет незначительную скорость относительно грунта, около 0,5 узла. При больших скоростях судна, контроль за вытравливанием якорь-цепи может быть потерян.

Первый способ: на глубинах до 20 метров.

После осмотра, проверки и если необходимо, то прогрева якорного устройства, по команде с мостика, мотором, приспускают якорь на высоту, примерно 2-х метров от уровня воды и готовят якорь к отдаче с ленточного стопора. По команде с мостика «Отдать якорь», ослабляют ленточный стопор и отдают якорь. Затем докладывают на мостик, сколько вытравилось якорь-цепи и направление якорь-цепи. После того, как вытравится необходимое количество смычек якорь-цепи, зажимают ленточный стопор.

Второй способ: на глубинах от 20 до 30 метров.

В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают травить якорь-цепь мотором, примерно на высоту 10 метров от грунта, затем готовят якорь к отдаче с ленточного тормоза и по команде с мостика отдают, как и в первом случае.

Третий способ: на глубинах от 30 до 50 метров.

В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают травить якорь-цепь мотором до грунта, затем готовят якорь к отдаче с ленточного тормоза и по команде с мостика отдают, как и в первом случае. Необходимо отметить, что при постановке на якорь на глубинах свыше 35 метров, при сильном ветре или течении, или когда они действуют совместно, может быть безопаснее вообще не разобщать якорь с мотором и продолжать вытравливать якорь-цепь до требуемой длины.

Четвертый способ: на глубинах от 50 до 82,5 метров.

На глубинах 50 метров и более, якорное устройство никогда не разобщается с мотором. В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают вытравливать мотором требуемое количество якорь-цепи. После того, как требуемое количество якорь-цепи будет вытравлено, по команде с мостика, накладываются стопора.  Количество стопоров зависит от типа конкретного якорного устройства.

Необходимо объяснить, с чем связана необходимость вытравливания якорь-цепи мотором, а не отдача с ленточного стопора. Если на глубинах, от 30 до 50 метров, отдавать якорь с ленточного стопора, как в первом способе, то в следствии большой скорости вытравливания якорь-цепи, усилия ленточного стопора может быть недостаточно, чтобы затормозить и остановить вращение звездочки. На глубинах свыше 50 метров, даже если удастся остановить вращение звездочки, то якорь-цепь за счет очень большой скорости разгона, начнет просто проскакивать через звездочку со все возрастающей скоростью вытравливания, до тех пор, пока не вылетит полностью. Как правило, жвака-галс не выдержит рывка, будет поврежден и вся якорь-цепь уйдет за борт. Якорь и вся цепь будут потеряны.

Еще раз обратим внимание наших читателей на то, что, при кажущейся простоте, постановка на якорь является одной из сложнейших судовых операций, и требует тщательного планирования, подготовки и слаженных действий всех участников.

 

6+