Скорость судна относительно воды

 

Скорость судна относительно воды требуется для решения задач, связанных с предупреждением столкновения судов в море, то есть для соблюдения судном Международных Правил Предупреждения Столкновения Судов в море – МППСС-72.

Для этого к радиолокатору должен быть подключен лаг. Заметим, что от приемника GPS в радиолокатор поступают данные о скорости судна относительно грунта.

Рассмотрим разницу между изображениями на экране радиолокатора при вводе данных скорости относительно воды (Speed Through Water — STW) и скорости относительно грунта (Speed over Ground — SOG).

Данные радиолокатора: Стабилизация по Норду (North Up — NU), режим относительного движения (Relative motion — RM), шкала дальности 6 миль (6 NM — Nautical Miles).

Действует сильное Западное течение. Западное, означает движение воды с востока на запад, так как течение «вытекает из компаса».

Судно следует курсом по гирокомпасу 0°. Под действием течения судно имеет сильный дрейф влево и его фактический курс относительно грунта составляет 325°

Встречное судно находится прямо по курсу и следует курсом 180°. Под действием течения судно имеет сильный дрейф вправо и его фактический курс относительно грунта составляет 210°.

рисунок

На изображении слева, скорость судна относительно воды (STW), и взаимное перемещение судов отображается также, как оно наблюдается визуально, если конечно позволяет видимость. Ситуация сближения судов, идущих прямо или почти прямо друг на друга распознается одинаково и визуально и на экране радиолокатора. Применение правила 14 МППСС — 72 очевидно.

На изображении справа, скорость судна относительно грунта (SOG), и взаимное перемещение судов отличается от наблюдаемого визуально. На экране радиолокатора наблюдатель видит ситуацию, когда суда идут пересекающимися курсами. Ошибочно может трактоваться необходимость применения правила 15.

И в том и в другом случае дистанция кратчайшего сближения (CPA) и время кратчайшего сближения (TCPA) одни и те же.

Отличие только в возможной оценке ситуации и взаимных обязанностей судов. Как следствие, может быть выполнен маневр, не соответствующий правилам МППСС-72.

Именно для того, чтобы исключить возможную двусмысленность оценки ситуации и установлено требование использовать скорость относительно воды для решения задач связанных с предупреждением столкновения судов.

12+