Маневрирование при приеме и сдаче лоцмана

 

Маневрирование при приеме и сдаче лоцмана в большинстве случаев не представляет затруднений, однако в некоторых обстоятельствах и условиях маневрирование весьма затруднено и может привести к столкновению с лоцманским катером или судном.катер

Лоцманский катер в порту Акурейри, северная Исландия

При приеме и сдаче лоцмана следует учитывать, что несмотря на хорошую маневренность и быстроходность лоцманский катер не всегда может быстро отойти от борта, а если для доставки лоцмана используется буксир или иное не специализированное судно, то ему для подхода и отхода от борта судна, может потребоваться значительно больше времени, чем специализированному лоцманскому катеру. До тех пор пока лоцманский  катер находится у борта или вблизи борта, грузовое судно значительно ограничено в возможности маневрировать, не создавая угрозы для лоцманского судна.

буксир

В порту Рейдарфьёрдур на восточном побережье Исландии, для доставки лоцмана используется вот такой приземистый буксирчик, однако он не может похвастаться хорошей маневренностью.

Следует всегда учитывать гидродинамическое взаимодействие судов, особенно, если ваше судно начинает набирать скорость и догонять или приближаться к лежащему в дрейфе или медленно движущемуся лоцманскому катеру. Как хорошо известно, ситуация при которой большое судно обгоняет маленькое судно, намного опаснее, чем когда маленькое судно обгоняет большое. Именно поэтому при приеме и сдаче лоцмана именно маленькое быстроходное лоцманское судно подходит к медленно движущемуся грузовому судну. При такой ситуации опасность от гидродинамического воздействия двух движущихся на маленькой дистанции судов является наименее опасной для лоцманского судна или катера. Однако если в силу каких-нибудь обстоятельств взаимное положение судов окажется таким, что грузовое судно начнет проходить вблизи лоцманского судна, то гидродинамическое взаимодействие судов может привести к тому, что лоцманское судно может опрокинуться, даже если не будет столкновения или касания судов.

буксир

Лоцманский катер у борта контейнеровоза в момент высадки лоцмана на борт.

При волнении, для того чтобы прикрыть лоцманский катер от волн, судну приходится иногда значительно отклоняться от курса. При наличии большого водного пространства такое отклонение от курса не представляет опасности. Однако на стесненной акватории при наличии в опасной близости навигационных опасностей или стоящих на якоре судов, а также течения, которое будет сносить судно в сторону опасности, такое отклонение от курса на продолжительное время может представлять для судна угрозу. В такой ситуации требуется соблюдать особую осмотрительность и не начинать разворот на свой первоначальный курс слишком рано, чтобы не создать угрозы для лоцманского катера, который может все ещё находиться у борта или в опасной близости. Были случаи когда капитан судна, получив сообщение от вахтенного помощника, что лоцман убыл с борта, тут же перекладывал руль и начинал разворот судна. А лоцманский катер в это время ещё и от борта не отошел или на отошел на не значительное расстояние и судно, начав разворот создавало угрозу для лоцманского катера и находящихся на нем людей. В некоторых случаях были и повреждения и гибель лоцманских катеров и находящихся на нем людей.

Если судну предстоит сдавать или принимать лоцмана в схожих условиях, то необходимо тщательно подготовиться к маневрированию и обсудить все действия с лоцманом и капитаном катера.

катер

Лоцманский катер отходит от борта судна

лоцманское судна

Лоцманское судно у порта Роттердам. Лоцмана доставляются на борт судна и снимаются с него при помощи быстроходных и маневренных катеров, на фото такой катер оранжевого цвета висит на шлюп-талях готовый к спуску.

3+