Капитаны – драйверы

 

 

Хотя слово «драйвер» иностранное, и малопонятное, однако для целей нашей статьи, кажется самым подходящим, так как оно лучше всего выражает степень отличия одних капитанов от других. Капитан – это человек, который командует и управляет судном. А так как суда бывают разные, то, следовательно, и капитаны тоже бывают разные. В первую очередь все капитаны делятся на две группы – на профессионалов и на любителей.

Профессионалы это те, кто посвятил свою жизнь работе на судах, подчеркнем еще раз – всю жизнь.

Любители – это те, кто управляет спортивным судном для удовольствия или развлечения, в подавляющем большинстве это все виды спортивных и любительских плавстредств, которые относятся к маломерным судам. Любители составляют одну группу и мы не будем разбивать их на подгруппы, хотя может быть и стоило, так как каждый любитель может со временем стать профессиональным моряком и проработать много лет капитаном и паренек-подросток на протяжении нескольких школьных лет управлявший сначала плотом с шестом, затем лодкой-плоскодонкой с одним веслом, затем лодкой с парусом или мотором или яхтой – это все тоже капитан любитель, а после окончания мореходки или речного училища начинает работать на судне и со временем становится капитаном, а затем отработав лет 15 капитаном, становится профессиональным капитаном. Кстати, вот именно из таких пареньков, которые все школьные летние каникулы проводили на воде, управляя своими судами-кораблями, вырастают со временем самые крутые капитаны – драйверы.

Я не ошибся, сказав, что необходимо лет 15 командовать судном, чтобы стать профессиональным капитаном. Разумеется, капитан, вступивший впервые в командование судном уже профессиональный моряк и капитан и отработав 5 лет он тоже профессиональный капитан. У англичан, а они как хорошо известно, считаются во всем мире признанными морскими авторитетами, есть такая хорошая пословица: «Oncecaptain– alwayscaptain», что можно перевести как, «однажды став капитаном – остаешься им навсегда». Очень красиво, очень романтично, очень возвышенно и можно сказать величественно и фундаментально или монументально сказано. В короткой фразе знатоки морской профессии отразили в ней всю тяжесть капитанской должност, а именно, однажды испытав на себе всю степень ответственности за управление судном и жизнь вверенных тебе людей, капитан как бы остается с пережитым стрессом и сопутствующим ему чувством навсегда, он как бы начинает иначе воспринимать работу моряка. Разумеется, пословица возникла давно, во времена, когда как принято говорить «корабли были деревянные – зато моряки железные» и от капитана требовалось много знаний, опыта и труда, чтобы в целости и сохранности привести своё судно в порт назначения. В наше время очевидно, что с развитием техники и навигационной электроники данная задача значительно упростилась.

Однако в работе капитана, не смотря на все произошедшие за последние, и триста, и двести, и сто, и двадцать лет изменения, осталось, пожалуй, одно, что не может заменить никакая техника – это умение управлять судном на ограниченной акватории и швартовка судна. Под управлением судном на ограниченной акватории подразумевается маневрирование судно при постановке на якорь, съёмка с якоря, маневрирование на тесных рейдах, реках, каналах, портовых водах, когда судно маневрирует с частыми изменениями курса и режима работы главного двигателя, с удержанием судна почти на месте, не прибегая к отдаче якоря. Под швартовкой судна понимаются все виды швартовых операций, выполняемых капитаном самостоятельно.

Так вот по умению управлять судном профессиональные капитаны делятся уже на несколько групп.

Первая группа – это капитаны которые работают на небольших судах в одном регионе. Главным образом на одном и том же судне или однотипном, то есть они имеют знания, навыки и опыт управления одним или двумя-тремя однотипными судами. Например это портовые буксиры, суда технического флота порта, рейдовые буксиры и так далее. Они очень уверенно управляют своими судами, однако не имеют никакого опыта управления какими-либо еще судами. Это довольно многочисленная группа капитанов.

Вторая группа – это капитаны, работающие на одном и том же судне довольно долгое время, исчисляемое десятилетиями, или судами одного и того же типа или размера. Большинство капитанов пароходств, закрепленные за определенной группой судов, капитаны речных судов, капитаны судов река-море плавания, капитаны рыболовецких судов и транспортных рефрижераторов. В данной группе уже существует разделение на тех, кто уверенно управляет своим судном и в общем-то может управлять и судном большего тоннажа и размеров и с другим движительно-рулевым комплексом, таких капитанов примерно четверть; тех кто удовлетворительно управляет судном, однако для них уже будет довольно трудно управлять другим более крупным судном с иным движительно-рулевым комплексом, таких капитанов примерно половина; и наконец те, кто неуверенно и довольно посредственно управляет судно, другим судном управлять для них будет практически невозможно, таких капитанов также не менее четверти. Большинство капитанов входят именно в эту группу.

Третья группа – это капитаны, которые могут практически, уверенно и безопасно, управлять любыми судами. Они за время работы управляли судами различных размеров, от маленьких до больших, с различными движительно-рулевыми комплексами, в различных портах и районах мирового океана. Они «чувствуют» любое судно и очень быстро осваивают его управление. У таких капитанов так называемый талант управления и швартовкой судов. Таких талантливых капитанов, очевидно, что очень мало.

Вполне вероятно, что в первой и второй группе, также находятся талантливые капитаны, просто они работают на одних и тех же судах и поэтому у них нет возможности поработать на значительно более крупных судах и реализовать свой талант на сто процентов.

Не имеющий таланта капитан, даже имея знания, приобретя навыки и опыт, все равно не сравнится в уровне мастерства с талантливым капитаном, так как ему необходимо значительно больше времени на осваивание незнакомого судна, а в некоторых случаях, он даже не сможет безопасно управлять им.

Собственно, в управлении судном, как в любом другом деле, например самый хороший маляр при всем своем усердии не станет художником, если у него нет таланта. Еще разницу между ними можно сформулировать высказыванием о разнице между умным и знающим человеком, как говорится первого создает память, а второго философия.

Причем талант швартовать суда, как было упомянуто выше, формируется в подростковом возрасте, поэтому так важно для будущих штурманов и капитанов управление всякого рода плавсредствами: плотами, байдарками, лодками, шлюпками, яхтами, катерами. Чувство единения со своим плавсредством неизбежно уже хотя бы в силу его небольших размеров, и управляя им очень хорошо развивается чувство скорости плавсредства, развивается пространственное мышление, реакция, умение быстро принимать решения в различных ситуациях. Это можно сказать ни с чем не сравнимый опыт, потому что была возможность неисчислимое число раз отработать подход к причалу или иному месту швартовки, отход от него, проход различных узкостей и тому подобное. На судне в уже более зрелом, а у многих весьма зрелом возрасте, такой опыт приобрести невозможно. Термин «опыт» даже и не совсем верен, тут даже не опыт развивается, а какое-то чувство осязания своего судна (любого судна, которым управляешь), ты становишься с ним единым целым, ты чувствуешь его как себя. Так сливается со своим судном подросток, управляя лодчонкой и воображая, что управляет океанским лайнером, он наедине со своим плавсредством, со своими чувствами, со своими эмоциями, у него слились с его судном все органы чувств. Может показаться странным, однако процесс умения «приспосабливаться» к новому судну, именно должен развиться и натренироваться. А что особенно важно, управляя своим плавсредством, паренёк не обременен ответственностью за дорогостоящее судно и страхом потерять работу. Вот эти два главных фактора в будущем встанут непреодолимым барьером между начинающим капитаном и его судном, и не позволят ему стать со своим судно одним целым. Разумеется, с годами работая на одном судне и в более-менее одном регионе, умение швартовать судно у многих приходит, но это именно умение и относится оно к одному конкретному судну и однотипным с ним.

Еще лет сто назад была широко распространена практика назначать начинающего работать в должности капитана на небольшое судно. Там капитан был менее стеснен, чувствовал себя более раскованно и поэтому он довольно быстро (разумеется, при условии, что он все-таки знал как это нужно делать, умел чувствовать судно и мог научиться) осваивался, начинал чувствовать судно и приобретал навыки и опыт швартовки судна. После этого его назначали уже на судно или корабль больших размеров и так далее. В то время даже была поговорка, что лучше быть капитаном на маленьком кораблике, чем старпомом на крупнотоннажном лайнере.

Однако со временем эта хорошая практика применялась все меньше и в настоящее время о ней вы можете узнать, пожалуй, что только в нашей статье. А жаль, так как преимущества управления небольшим судном для начинающего капитана мы обрисовали выше, и они совсем не помешали бы в наше время очень многим, и если бы компании следовали этой практики, то можно было бы избежать многих аварий, повреждений и потери судов, загрязнения окружающей среды и гибели людей. Примеров предостаточно, вспомнить хотя бы навал крупнотоннажного контейнеровоза «SanFilipe» на контейнеровоз «AlRiffa» в малазийском порту Келанг 28 октября 2014 г.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос почему мы ничего не упомянули о лоцманах и не причислили их к какой-нибудь группе. Причин несколько и самые главные следующие. В последние годы лоцманами становятся не капитаны и даже не старшие помощники, так что такие лоцмана уже не капитаны и практически никогда ими не станут, ели будут до пенсии работать лоцманами. Кроме того, лоцмана работают в одном порту или портах определенного района и соответственно имеют опят управления судами в данном порту или районе. Многие из них имеют только опыт управления судам, которые могут заходить в данный порт. Например, в какой-либо порт, и то только на пару терминалов, могут заходить суда с осадкой около 10,5 метров и длиной около 185 метров. В наше время это совсем небольшие суда.

Перебрав таким образом какие, бывают капитаны, мы с полным основанием можем отнести талантливых капитанов к так называемым капитанам-драйверам, то есть тем, которые могут управлять любыми судами, и главное они очень хорошо знают и чувствуют грань, когда управление судном может быть выполнено безопасно.

Разумеется, приведенное выше разделение на группы условно, и не имеет целью нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации капитанов. Однако понимание разности между уровнем профессионализма необходимо для организации безопасной и эффективной эксплуатации всех типов судов.

 


Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

3+