Использование якоря в аварийных ситуациях

 

В аварийных ситуациях отдача якоря используется в следующих случаях:

1. При выходе из строя рулевого устройства во время плавания в стесненных условиях: порт, подходные каналы, реки, узкие проливы и т.д., для предотвращения посадки на мель или столкновения с каким-нибудь объектом: мостом, причалом, стоящим на якоре или ошвартованным судном, навигационным знаком и т.д.

2. Когда необходимо предотвратить посадку неуправляемого судна на мель, например, судно потеряло ход и его дрейфует на мелководье, где глубины меньше осадки судна.

Во время плавания в стесненных условиях судно может потерять управляемость вследствие выхода из строя рулевого устройства, обесточивания (black out) судна, остановки главного двигателя. Для того чтобы избежать посадки судна на мель или столкновения с каким-нибудь объектом, в зависимости от обстановки, необходимо использовать отдачу одного или двух якорей. Если судно потеряло управляемость и существует непосредственная угроза столкновения или посадки судна на мель, то якоря отдают не зависимо от скорости судна, и травят якорь цепи почти до жвака-галса и задерживают стопора. Даже если цепи не выдержат и оборвутся или судно не остановится и произойдет посадка на мель или столкновение, то сила удара будет меньше, чем если бы якоря не были отданы.

Если немедленной угрозы для судна нет и имеется достаточное водное пространство и глубины, то следует подождать пока скорость судна несколько снизится, и когда судно начнет уклоняться от курса, то первым отдать якорь с борта в сторону которого начался поворот и травить якорь цепь. Под действием отданного якоря скорость поворота увеличится, а скорость движения наоборот будет уменьшаться. В зависимости от обстановки травят якорь-цепь на максимальную длину и задерживают. Если угроза сохраняется, то отдают второй якорь и травят якорь-цепь. С одним отданным якорем, таким способом можно остановить судно или даже развернуть его на обратный курс, если есть такая необходимость, например, поставить судно против течения. Во всех случаях, когда немедленной угрозы для судна нет, безопаснее, подождать пока скорость судна снизится, а потом уже отдавать один или оба якоря.

Когда необходимо предотвратить посадку дрейфующего судна на мель, то якоря необходимо отдавать не зависимо от того смогут ли они предотвратить посадку или нет. В некоторых случая глубины могут быть большими даже у самой мели и может показаться, что якоря не помогут предотвратить посадку на мель. Все правильно, могут и не помочь, но все равно лучше отдать оба якоря, чем посадить судно на мель с якорями в клюзах. В этом случае страховые компании однозначно обвинят судно в непринятии всех возможных мер для того, чтобы предотвратить посадку судна на мель. Если потерявшее управление судно дрейфует в сторону мели, то якоря отдают при первой возможности, принимая во внимание глубины, характер грунта, глубины у мели, скорость течения, состояние моря, скорость ветра, скорость дрейфа и т.д. Возможно, что достаточно будет отдать один якорь, а в штормовых условиях или при плохом держащем грунте и больших глубинах, могут не помочь и оба якоря с полностью вытравленными цепями.

Таким образом, в аварийных ситуациях, когда существует угроза посадки судна на мель или столкновение с каким-нибудь объектом, необходимо энергично и эффективно использовать якорное устройство для аварийной остановки судна, не считаясь даже с возможной потерей якорей и цепей.

Необходимо отметить, что во всех аварийных ситуациях, насколько это возможно, требуется соблюдать правила техники безопасности и соблюдать особую осторожность, чтобы обезопасить моряков от несчастных случаев.

3+