Учет плотности воды при погрузке по грузовую марку

 

В соответствии с требованиями Конвенциями о грузовой марке, минимальная высота надводного борта, устанавливается для плавания грузового судна в морской воде с плотностью 1.025 т/м³. Если судно грузится в порту, где плотность воды ниже чем 1.025 т/м³, но больше чем 1.000 т/м³, то судно может быть загружено на несколько большую осадку, чем установлено для плотности 1.025 т/м³. Это называется «притопить грузовую марку». Величина или поправка, на которую можно «притопить грузовую марку» рассчитывается по формулам, которые будут приведены в примере. Эта поправка называется «Поправка на плотность воды» (англичане называют эту поправку Dock water allowance).

В расчетах также можно учитывать расход судном топлива и прочих судовых запасов до выхода в море и это, соответственно, позволит погрузить больше груза без каких-либо нарушений.

1. Снимаем осадки судна носом, кормой и на миделе и рассчитываем среднюю осадку.

2. При помощи ареометра измеряем плотности воды у причала и рассчитываем поправку к средней осадке на плотность воды.

3. Приводим число тонн на 1 см осадки к плотности воды у причала.

4. Поправка к средней осадке на плотность воды, умноженная на приведенное число тонн на 1 см осадки, даст число тонн, которое может быть погружено на судно, с тем, чтобы с переходом в морскую воду судно находилось по грузовую марку.

5. Если на переходе от причала и до выхода в море судно израсходует такое количество топлива, воды и других запасов которое уменьшит его осадку, то такое дополнительное количество груза может быть погружено на судно.

Пример: Судно грузится у причала, где плотность воды равна 1,005 т/м³. Осадка носом 4,45 м, осадка кормой 4,55 м. Максимально разрешенная осадка судна по летнюю грузовую марку 4,60 м. Поправка на пресную воду равна 106 мм, число тонн на 1 см осадки, взятое из грузовой шкалы – 12,83 тонны. На переходе от причала до выхода в море судно израсходует: топлива – 12 тонн, воды – 3 тонны. Определить какое количество груза может быть дополнительно погружено на судно с тем, чтобы с выходом в море судно находилось по грузовую марку.

Порядок вычислений:

1. Рассчитываем фактическую среднюю осадку судна:

2. Вычисляем поправку на плотность воды:

3. После этого вычисляем, какую максимальную среднюю осадка, может иметь судно у причала с учетом поправки на плотность воды:

4. Находим разность между фактической и максимально допустимой средней осадкой:

5. Приводим число тонн на 1 см осадки к плотности воды у причала:

6. Затем вычисляем количество груза, которое может быть дополнительно погружено на судно:

7. Рассчитываем общее дополнительное количество груза с учетом расхода топлива и воды, которое может быть погружено на судно:

w = 232, 73 + 12 + 3 = 247, 73 тонны.

Таким образом, мы рассчитали, что с учетом поправки на плотность воды у причала и расхода топлива и пресной воды до выхода в море, на судно может быть погружено дополнительно 247,73 тонны груза. При этом судно будет иметь максимально разрешенную осадку по летнюю грузовую марку с учетом плотности воды и с выходом в море будет иметь высоту надводного борта согласно Судового свидетельства о грузовой марке.

Необходимо отметить, что аналогично рассчитывается поправка во время действия Зимней грузовой марки или Тропической грузовой марки.

3+