Ох уж эти «GPS навигаторы»

В конце 2016 года, мне довелось садиться на фидерный контейнеровоз, находящийся на ремонте в Китае, на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от Нингбо.

Как обычно, передача дел с коллегой началась с общих разговоров о том, да о сем. Поговорив, перешли к разговору о делах. И вот, минут через 10, коллега, перешел к самому главному, что как он полагал, должно было потрясти меня до глубины, моего моряцкого сознания. То есть то, что его самого потрясло и являлось самым главным событием его, трех с половиной месячного плавания в морях Юго-Восточной Азии. Придав своему лицу подобающее выражение, он начал изливать свои переживания, с придыханием и ужасаниями. Опустим его вздохи и ахи и передадим суть.

Вышли они из одного местного чартера и пришли в Нингбо на ремонт, а так как причал на судоремонтном заводе не был готов, то встали на внешнем рейде на якорь. Поступило указание лоцмана сниматься с якоря. Дело было в ноябре, днем, стоял штиль и плотный туман окутывал море. Видимость, как говорят моряки, «ноль». Не приятно, но вполне рабочая ситуация. В некоторых регионах мирового океана туманы висят по несколько дней, а то и неделями, и что, стоять и ждать? Нет конечно. Мы в Кильском канале, в шлюз заходили, при видимости 150 метров, то есть с мостика, бак еле-еле просматривался, по радару заходили. А тут с моря на внутренний рейд. Эка невидаль. Оба радара были исправны. Навигационные карты, прокладка на обычных адмиралтейских бумажных картах и на электронной карте, два GPS, наблюдение ведется, капитан, три дипломированных помощника капитана, рулевой и т.д., и т.п. Все в соответствии с требованиями конвенций МППСС-72, ПДМНВ, ISM, и т.д., и т.п.

Выбрали они якорь, дали ход, пошли к месту встречи лоцмана и только начали набирать ход, как через несколько минут … у обоих GPS гаснут экраны. На электронную карту не поступают координаты, место судна потеряно.  Сигнализация с приборов, получающих координаты с GPS, только усугубляет ужас капитана и 2-го помощника! С криками: «Шеф все пропало!» оба заметались по мостику, вызывая оторопь у рулевого – матроса, филиппинца. Надо сказать, что филиппинцы нормальные моряки, мне нравится с ними работать, но у них есть один существенный недостаток, они очень впечатлительные и уж если командиры запаникуют, то они легко могут последовать их примеру. Но к счастью не все. У меня в Бильбао, в 2008 году, вовремя внешнего ISM аудита спустили спасательную шлюпку. Старпом был наш, в шлюпке растерялся и не знал, что делать с рулем, хорошо второй штурман филиппинец не растерялся, оттеснил его от руля и уверенно управлял шлюпкой, маневрируя недалеко от борта. Аудитор даже не успел ничего заметить. Вернемся к нашему повествованию.

На мостике паника, командиры не знают, что делать! Но рулевой держит заданный курс. Это еще один плюс в пользу филиппинских рулевых. Ему дали курс, и он будет его удерживать, даже холодея от ужаса и обливаясь потом, но руля не бросит! Ничто его не может оторвать от удержания судна на заданном курсе! У него в мозгу твердо сидит: «Ему дали команду, и он должен её выполнить!» и ничего более. Воистину по принципу: «Сделай, или умри!»

Тем временем судно уже набрало скорость, рулевой удерживает его на заданном курсе, на главной палубе боцман с матросами подготовили трап к приему лоцмана.  Всем на радость, на мостиках других судов находились вменяемые моряки и к удивлению «наших» паникеров, не стремились столкнуться с ними, скалы, находящиеся в нескольких милях, на удивление, были неподвижны и не норовили «подсадить» на себя несчастных «скитальцев-страдальцев».   В судорогах от незнания, что же им делать и как получить место судна, они даже ни не заметили, как подошли к назначенному месту встречи лоцмана. Лоцман, китаец, поднялся на борт и к неописуемой радости капитана и помощника, как луч света, прорезал тьму их помутившегося разума. Всё! Спасены! Пронесло! Мы выжили! И т.д., и т.п.

Дичь полная! Дикость немыслимая! Невероятно! Какие ещё можно подобрать выражения, только естественно литературные, чтобы, уже нам передать всю степень профессионального негодования и возмущения, проявленным преступным невежеством и безграмотностью, вышеупомянутых персонажей произошедшей трагикомедии!

Я намеренно употребил выражение «вышеупомянутых персонажей», просто язык не поворачивается произнести, а пальцы отказываются напечатать их должности. Однако давайте попробуем осмыслить что же произошло на судне после того как «обрубились» оба GPS.

Ведь прежде чем получить рабочие дипломы, Капитан и 2-й помощник ведь учились же где-то, дипломировались, отработали в разных должностях, на разных судах в морях и океанах не один год. Но как видно из вышесказанного они, имея на руках дипломы об образовании и рабочие дипломы, не имеют теоретических знаний по Навигации, не имеют навыков определения места судна при помощи радара, не в состоянии управлять судном в соответствии с требованиями конвенций МППСС-72, ПДМНВ, ISM, и хорошей морской практики. Одним словом, эти «горе-моряки» способны только ставить на карте точки по координатам с GPS. И всё! И полагают, что этого достаточно для управления современным кораблем в условия интенсивного судоходства и на скоростях под 20 узлов и более.

Мне бы не пришло в голову описывать этот дикий случай, если бы он произошел всего один раз. К сожалению, подобных «спецов» гораздо больше, чем бы хотелось, или можно было бы предполагать. И все они твердят, что сейчас век GPS, а всё остальное пережитки прошлого, выдумки ретроградов и самодуров, отживших свой «тёмный» век.

Я автора рассказа за язык не тянул, он сам спешил поделиться переживаниями, может надеялся на сочувствие, и поэтому нам повезло, и мы с вами узнали из уст самих же «спецов» их переживания и стенания. Представляете, ведь им даже не пришло в голову, что другой моряк может думать по-другому! В противном случае они бы постеснялись такое рассказывать человеку, которого знают всего-то 10 – 20 минут!

Выслушав их исповедь, потому что вскоре мне пришлось выслушивать всё повторно, только уже из уст второго помощника капитан, заметил им, что если они не могли определять место судна иными, кроме GPS способами, то могли использовать координаты с других GPS-сов, коих на мостике имелось ещё аж три штуки, или правильнее сказать, была возможность видеть координаты судна от трёх других, встроенных в оборудование приёмников GPS. В ответ увидел их круглые от удивления глаза. Пришлось напомнить «горе-морякам», что в судовой AIS встроен свой GPS, а в «Инмарсате – С» ещё два, так как два комплекта оборудования. Ответ был стандартный для них: «Растерялись, как-то подзабыли, а ведь правда…», and so on.

А ведь умение управлять судном в любых условия, требуется вышеупомянутыми Конвенциями. В частности, конвенция ПДМНВ ясно требует наличия у капитана и помощников знаний и компетенций для управления судном в любых условиях плавания.

Данная статья не преследует цель обидеть и оскорбить человеческое достоинство какого-нибудь моряка. Но у моряков давно существует поговорка что, «хороший человек — это не профессия». Поэтому какими бы не были распрекрасными людьми наши моряки, они не имеют права занимать должности, не обладая необходимыми знаниями и компетенциями и подвергать неоправданному риску безопасность окружающих. Уверен, что вам не понравится, придя в жаркий день на морской пляж и предвкушая освежающее купание и любование красотой загорелых тел таинственных незнакомок, ну а кому-то — незнакомцев, обнаружить, что прибрежная полоса загрязнена нефтяной пленкой, мусором и всякой дрянью. Или, вам вряд ли понравится, если вы вдруг узнаете, что вашим любимым, находящимся в море, угрожает опасность от «профессионалов» подобных упомянутых «горе-морякам».

Данная статья была написана почти год назад и опубликована на нашем сайте, затем по прошествии времени удалена.

В данное время, когда мы публикуем расследование причин кораблекрушения контейнеровоза «Kea Trader», думается данная статья будет очень даже в тему, так как одной из наиболее вероятных причин посадки на риф Дюран, явилось необоснованное доверие штурманов и капитана контейнеровоза, координатам полученным приёмниками GPS и отображаемыми на экране электронной картографии, без учета их возможных ограничений. А ведь эти новые технологии и устройства пришли всего лишь в дополнение к уже существующим приборам, инструментам и приёмам навигации и управления судном, а не заменили их, и уж тем более, не отменили и не заменили хорошую морскую практику – этого надёжного, и никогда не подводящего друга всех незаурядных штурманов и капитанов.

И уж тем более, создатели этих удобнейших устройств совсем не предполагали и в страшных снах им не снилось, что их электронные чуда сами сотворят другое чудо, а именно «породят» новое поколение штурманов, полностью от них зависящих и без них абсолютно беспомощных, а именно судоводителей — «GPS навигаторов», которые уже даже перестали стыдиться своей профессиональной некомпетентности.

 


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

4+