Точка возврата

 

 

Планирование маршрута перехода и его графическое исполнение на навигационных картах и / или на ECDIS в виде предварительной прокладки, требует нанесения Точек возврата (Abort point).

Точка возврата (Abort point) – это крайняя точка на предварительной прокладке перед стесненными водами, в которой судно, следующее скоростью, установленной планом перехода на данном участке пути, может безопасно выполнить разворот на обратный курс, переложив руль на борт.

Иными словами, это точка, за которой нет водного пространства с безопасными глубинами для разворота судна на обратный курс только при помощи перекладки руля.

Далее от этой точки и до выхода из района стесненных вод, или до причала швартовки, или внутреннего рейда, или шлюза и т. п., может быть достаточно водного пространства для разворота судна на обратный курс реверсивной работой главного двигателя и работой подруливающих устройств, но разворот только при помощи полной перекладки руля на борт уже невозможен.

Для правильного нанесения на предварительной прокладке точки возврата необходимо знать элементы циркуляции судна: выдвиг и диаметр тактической циркуляции.

Выдвиг — это расстояние которое пройдет судно с момента перекладки руля на борт и до отворота от первоначального курса на 90°.

Диаметр тактической циркуляции — это расстояние на которое судно отклонится от курса после разворота на 180°.

В – выдвиг.

Дт – диаметр тактической циркуляции.

Выдвиг и диаметр тактической циркуляции указаны в таблице маневренных элементов судна (Wheel house poster), которая имеется в рулевой рубке каждого судна.

При вычислении местоположения точки возврата необходимо принимать во внимание, следующее:

1. Величина выдвига зависит от скорости судна, чем больше скорость, тем больше выдвиг.

2. Величину выдвига необходимо брать из расчета максимально возможной скорости на данном участке пути, чтобы обезопасить себя на случай если фактическая скорость судна будет более расчетной.

3. Диаметр тактической циркуляции мало зависит от скорости судна и для данного угла перекладки руля является величиной постоянной.

4. Диаметр тактической циркуляции на мелководье может быть значительно больше, чем указан в таблице маневренных характеристик судна.

5. Для вычислений используется что больше выдвиг или тактический диаметр циркуляции.

6. При вычислении точки возврата необходимо учитывать действие течения и ветра, которые могут значительно увеличить выдвиг и диаметр циркуляции.

7. Необходимо учитывать поворотливость судна при данном состоянии посадки и остойчивости судна.

8. Время необходимое для перехода с авторулевого на ручное управление рулем и время перекладки руля на борт.

9. Время необходимое для оценки окружающей обстановки прежде чем начать перекладку руля, так как поблизости могут находиться другие суда, например, обгоняющее судно. Примерно 5 минут.

 

Вычисление расстояния от точки возврата до ближайшей опасности:

1. В таблице маневренных элементов находят выдвиг для расчетной скорости судна на данном участке пути и диаметр тактической циркуляции и принимают к расчету большее значение. Например, для контейнеровоза длиной 277 метров выбрали диаметр тактической циркуляции 0,7 мили для скорости 9 узлов. Удвоим полученное значение на возможное влияние течения и ветра – 1,4 мили.

2. Вычислим какое расстояние пройдет судно за 5 минут при скорости 9 узлов. 0,75 мили.

3. Суммируем полученные величины и получаем расстояние от точки возврата до ближайшей опасности. 1,4 + 0,8 = 2,2 мили.

На карте или ECDIS от ближайшей опасности, циркулем делаем засечку на прокладке и получаем точку возврата. Из этой точки циркулем проводим окружность радиусом равным 2,2 мили и проверяем не попадают ли в данную окружность навигационные опасности, могущие представлять угрозу для судна. Если таковые обнаружены, то необходимо сдвинуть точку на прокладке, чтобы расстояние до ближайшей окружности было не менее 2,2 мили.

Разумеется, что при расчете точки возврата необходимо следовать процедуре в Судовом Руководстве Безопасного Управления (SMS Manual) и принимать к расчетам указанные в нем минимально допустимые величины.

Точка возврата, как правило, наносится на карту до места приема лоцмана, чтобы в случае отмены лоцманской проводки, по тем или иным причинам, судно имело достаточное пространство для разворота на обратный курс. В любом случае подходить к месту приема лоцмана следует с осторожностью принимая во внимание возможную отмену в последний момент.

18+