Скорость судна относительно грунта

 

 

Скорость судна относительно грунта необходимо использовать в радиолокаторе для решения задач, связанных с обеспечением навигационной безопасности судна.

Рассмотрим разницу изображения навигационной информации на экране радиолокатора при скорости судна относительно воды и скорости судна относительно грунта.

Данные радиолокатора: Стабилизация по Норду (North Up — NU), режим относительного движения (Relative motion — RM), шкала дальности 6 миль (6 NM — Nautical Miles).

Действует сильное Западное течение. Западное, означает движение воды с востока на запад, так как течение «вытекает из компаса».

Судно следует курсом по гирокомпасу 0°. Под действием течения судно имеет сильный дрейф влево и его фактический курс относительно грунта составляет 325°

 

На изображении слева скорость судна относительно воды (Speed Through Water — STW).  Наблюдатель не видит существования опасного дрейфа в сторону навигационной опасности. Без использования дополнительных функций и вычислений наблюдатель будет находиться в неведении о грозящей судну опасности.

На изображении справа скорость судна относительно грунта (Speed Over Ground). Вектор показывающий курс судна относительно грунта направлен в сторону навигационной опасности. Наблюдателю не представляет труда увидеть дрейф судна в сторону опасности и осознать необходимость изменить курс, для прохода навигационной опасности на безопасном расстоянии.

Как видим скорость относительно грунта позволяет наблюдателю легко обнаружить дрейф судна в сторону опасности. Поэтому при плавании вблизи навигационных опасностей и при заходе в порт на радиолокаторе рекомендуется переключать режим скорости на скорость относительно грунта.

 

Подсказка.

Если во время проверки судна инспектором Портового контроля (PSC) или аудита, вас попросят включить радиолокатор и увидев, что установлен режим скорости относительно грунт, скажут, что судно нарушило требование МППСС-72, вы можете с чистой совестью ответить, что при заходе в порт и при плавании в близи навигационных опасностей использовали режим скорости относительно грунта, а для оценки опасности столкновения всегда используете режим скорости относительно воды. Если еще сможете объяснить проверяющему в чем разница, то не только не получите замечание, но и что совсем не маловажно, произведете на него благоприятное впечатление, что в свою очередь положительно скажется на результатах проверки. Мелочь конечно, но ведь все равно приятно, когда о вас хорошо думают, а тем более отзываются.


Автор капитан В.Н. Филимонов

13+