Магнитный компас

 

Магнитный компас является самым надежным навигационным прибором. Даже на самых современных торговых судах и военных кораблях, напичканных электроникой от киля до клотика, магнитный компас является обязательным навигационным прибором.

От магнитного компаса поступает резервное или лучше сказать аварийное (Emergency) курсоуказание на авторулевой и на устройства Электронной картографии (ECDIS).

Магнитный компас сохраняет надежную работоспособность достаточно долго. Однако даже самый надежный и «неубиваемый» прибор требуется периодически проверять, чтобы вовремя выявить скрытые повреждения или чрезмерный износ.

У каждого магнитного компаса имеется формуляр завода-изготовителя, в котором указывается периодичность проверки данного компаса в специализированной мастерской. Как правило, проверка, произведенная один раз в пять лет, позволяет обеспечить надежную работоспособность магнитного компаса в течении следующих пяти лет. У многих штурманов и суперинтендантов возникает вопрос, а почему именно через пять лет. Причин для этого несколько. Пять лет эксплуатации такого прибора как магнитный компас это уже много, агатовая топка и угла изнашиваются и точность показания компаса значительно ухудшается. Российский Морской Регистр Судоходства или иное классификационное общество, выдаёт на каждый прибор и инструмент «Сертификат об одобрении типового изделия» (Type approval certificate for product) сроком на пять лет, таким образом, через пять лет необходимо подтвердить исправность и работоспособность прибора на следующие пять лет, путём проверки его в сертифицированной мастерской. Всё просто и вполне обоснованно и разумно, однако для очень многих, далёких от моря «спецов», типа современных технических суперинтендантов и сотрудников из отдела снабжения (purchasing department) это так и остаётся тайной за семью печатями. Оно ведь и понятно, постоянное стремление к экономии и всевозможному упрощению и удешевлению всего и вся, в конце концов приводит к их умственному оскудению и неспособности понимать очевидные вещи.

Данная проверка включает:

  1. Проверка шпильки и поплавка картушки. Если будет обнаружен чрезмерный износ или поломка, то их заменят.
  2. Замена жидкости и уплотнений на пробке для заливки жидкости и соответственно удаление воздушного пузыря.
  3. Чистка котелка и стекла компаса изнутри.
  4. Проверка и ремонт карданового подвеса.
  5. Если необходимо будет обновлена градусная маркировка на картушке компаса.
  6. Проверка и ремонт креплений для кардановых подвесов на нактоузе магнитного компаса.

После проверки магнитного компаса в специализированной мастерской и установки его на судне, всегда выполняется уничтожение девиации, определяется остаточная девиация и составляется таблица остаточной девиации. Как правило, величина остаточной девиации будет варьировать в пределах 1° —  2° E/W. Таблица вывешивается в штурманской рубке у стола для навигационных карт или в рулевой рубке в наиболее удобном, для работы с ней, месте.

Затем, если не возникает необходимость раньше, то приблизительно через два года, снова выполняется подуничтожение и определение остаточной девиации и составляется новая таблица остаточной девиации.

 

Признаки неудовлетворительного состояния и ненадежной работы магнитного компаса:

  1. Наличие воздушного пузыря в котелке компаса. Если размер воздушного пузыря более 25-30 миллиметров, то компас необходимо отдавать на проверку в мастерскую.
  2. Жидкость утратила прозрачность и имеет цвет (желтоватый, зеленоватый, сероватый или просто потемнела).
  3. Наличие в жидкости осадка или взвешенных частиц.
  4. От многочисленных поворотов картушки компаса, а также от вибрации и толчков, вызванных слемингом и килевой и бортовой качкой судна, агатовая (в некоторых иностранных компасах сапфировая – голубой агат) топка изнашивается. Например, в обычных условиях эксплуатации сапфировая топка изнашивается за два года, а в более тяжелых условиях, при частых толчках и сильной вибрации, топка изнашивается менее чем через два года.
  5. Если наблюдается застой картушки компаса. Проверить можно следующим образом. Поднести магнит к компасу и перемещая его у компаса отклонить картушку на 90° влево или вправо и убрать магнит от компаса на безопасное расстояние. Картушка должна вернуться в исходное положение с точностью до 1° примерно за 56 секунд. В различных районах время возврата картушки может отличаться от указанного. Опытный штурман и без магнита определит застой картушки, только понаблюдав за тем, как ведёт себя картушка при изменении курса судном.
  6. При определении поправки компаса, вычисленная фактическая девиация отличается от табличной (при условии, что таблица составлена лицензированным девиатором и не позднее двух лет назад):

                  — у главного магнитного компаса более чем на ;

                  — у путевого более чем на 5°.

  1. Затруднено покачивание котелка компаса в одном или в двух кардановых подвесах.
  2. Имеется чрезмерный износ или повреждение в местах крепления карданов в верхней части нактоуза магнитного компаса.
  3. Трудноразличимо показание магнитного компаса через призматический перископ в виду загрязненности линз и зеркал или неправильной установки линзы в нактоузе (может быть установлена обратной стороной — «вверх ногами»).
  4. Отсутствует или недостаточно освещает показание компаса, основная и / или резервная подсветка.
  5. Таблица остаточной девиации, составленная девиатором, составлена более двух лет назад или совсем отсутствует.

В соответствии с требованиями Кодексом ПДМНВ, с поправками: Часть А, Глава VIII – Несение вахты, пункт 34, и хорошей морской практики, поправка главного магнитного компаса должна определяться:

не реже одного раза за вахту;

— и, если позволяют обстоятельства, после каждого значительного изменения курса.

Также выполняется сличение показаний гирокомпаса и главного магнитного компаса и согласованность репитеров с основным компасом каждый час и после каждого изменения курса.

При выходе из строя гирокомпаса, переходят на управление судном по магнитному компасу. Как правило на авторулевых предусмотрен режим работы от магнитного компаса, поэтому будет достаточно переключить режим и авторулевой будет удерживать судно на курсе по магнитному компасу.

В некоторых ЭКДИС-ах предусмотрено резервное курсоуказание от магнитного компаса. При ознакомлении с навигационным оборудованием мостика необходимо проверить наличие данной функции у ЭКДИС и порядок переключения.

Как правило, у исправного гирокомпаса поправка редко превышает 1° — 2° и поэтому это не представляет неудобств при удержании судна на заданном курсе. Однако для удержания судна на курсе по магнитному компасу, особенно при плавании в узкости или вблизи навигационных опасностей, необходимо учитывать поправку магнитного компаса, которая может достигать больших величин, не учёт которых, может представлять угрозу для безопасного мореплавания. Поправка естественно будет меняться в зависимости от курса судна и от магнитного склонения в районе плавания.

Для удержания судна на курсе по магнитному компасу, снятый с навигационной карты или ЭКДИС истинный курс необходимо перевести в компасный курс по магнитному компасу. Перевод истинных курсов в компасные называется перевод румбов.

При переводе румбов необходимо помнить, что в отличии от исправления румбов, девиацию нельзя сразу выбрать из таблицы, так как в таблице девиации, указана девиация для компасных курсов.

Из теории девиации известно, что при небольших девиациях, 4° — 6°, девиация на компасные и на магнитные курсы будет примерно одинаковая. Поэтому снятый с карты или ЭКДИС истинный курс, необходимо при помощи магнитного склонения перевести в магнитный курс. Затем на полученный магнитный курс выбрать из таблицы девиацию и перевести магнитный курс в компасный.

МК = ИК — d           (E «+» / W «-»)

КК = МК – δ           (E «+» / W «-»)

 

Вычисленный таким образом компасный курс (КК) используется для удержания судна на курсе по магнитному компасу.

Магнитный компас с огромным пузырем на фидерном контейнеровозе, работающем между портами Европы и Исландии. Причем этот пузырь обнаружил новый капитан на следующий день после внешнего аудита, который проводился в Роттердаме. Внешний аудитор много чего проверил на мостике, а вот взглянуть в перископ магнитного компаса не соизволил и магнитный компас проверить так же не соизволил — в перископе была темнота, а в котелке вот такой вот пузырище! Возникает закономерный вопрос, а какой смысл проверять состояние навигационных приборов, инструментов, карт, пособий и процедур, если один из важнейших приборов находится в неработоспособном состоянии? Ответ вполне очевиден, что аудит был абсолютно бессмысленным и поверхностным и не соответствовал требованиям ISM. Не было выписано ни одного замечания, хотя почти половина приборов на мостике находилась в «полумертвом» и в «мертвом» состоянии. Этот компас с пузырем отдали в береговую мастерскую для ремонта и замены жидкости, а вместо него установили запасной компас из мастерской.

 

Новый магнитный компас перед установкой на нактоуз.


Автор капитан В.Н. Филимонов

10+