Защита прав капитана

Торговое мореплавание не мыслимо без получения коммерческой выгоды. Это аксиома и утверждать иное бессмысленно. Колумб пересекал Атлантический океан отнюдь не для того, чтобы показать своим «матросам-головорезам» красоты островов Карибского моря, а по ночам смотреть на звёздное небо со знойными островитянками. Коммерция вещь бесчувственная и беспощадная, такая же бесчувственная и беспощадная, как океанская стихия. И обе не прощают ошибок. И если в первом случае цена — банкротство, то во втором – жизнь. Своя жизнь и жизнь соплавателей.

На протяжении веков существования торгового мореплавания, в силу объективных обстоятельств и условий морского плавания, выработался общепризнанный обычай и принцип управления судном – единоначалия. На любом корабле, окончательное решение, по всем вопросам, принадлежит Капитану. Независимо от мнения помощников, которых капитан, может, а в некоторых случаях и обязан выслушать, он, и только он, принимает окончательное решение. Как показал печальный опыт, всякая коллегиальность принятия решений на кораблях неизменно перерастает в банальную митинговщину, которая на море до добра никого еще не доводила. С юридической точки зрения, ни один человек на планете Земля, не может заставить капитана выполнять заведомо преступные, или, по мнению капитана, преступные приказания. И это закон. Закон, основа которого тысячи и тысячи жизней моряков. В коммерческом мореплавании, существовало, существует и вряд ли когда-нибудь исчезнет вечное противоречие между прибылью и безопасностью. Капитану приходится учитывать и коммерческий интерес и соблюдать требования безопасности. Как правило, капитанам удается, без ущерба для безопасности, обеспечить эффективную эксплуатацию корабля. Однако не мало случаев, когда в коммерческих интересах, на капитанов оказывалось давление, в основном со стороны фрахтователей и многие капитаны, не выдержав давления, шли на прямое нарушение правил безопасности. Не все нарушения неизменно приводят к несчастным случаям и авариям, и это хорошо. Однако рано или поздно приводят, и моряки получают травмы или гибнут. Повреждаются или гибнут корабли, загрязняется окружающая среда. Страховым компаниям это естественно не нравилось и с их помощью ИМО приняло Резолюцию А.443 (XI) «Решения капитана судна относительно безопасности мореплавания и охраны морской окружающей среды». С принятием этой резолюции казалось был положен конец произволу судовладельцев и фрахтователей. К сожалению, это далеко не так. Совсем, совсем не так. Давление как оказывалось, так и оказывается, особенно со стороны фрахтователей. В данной ситуации всё зависит от капитана. Его действия защищены законом и любой суд встанет на его сторону. Все просто. Осталась самая малость. Капитанам просто нужно избавиться от малодушия, страха, а иногда и трусости и выполнять то, что предписывает закон и хорошая морская практика. Им необходимо вспомнить, что они в конце концов, мужики и что в результате их трусости, на земле увеличивается количество вдов и сирот. Все рассуждения о том, что капитан потеряет работу, надо кормить семью и т.д., и т.п., мы назовем резко – это разговоры в пользу бедных. Лучше потерять работу, чем жизнь. Если капитан приводит подобные аргументы, то ему нужно заниматься другим делом и не подвергать жизни других людей, ничем неоправданному риску. В вопросах безопасности на море неприемлема никакая «либеральность», «политкорректность» и «толерантность», и поэтому необходимо называть вещи своими именами. Капитану необходимо просто прочитать Резолюцию А.443 (XI) и иметь её всегда под рукой, чтобы в случае необходимости поставить на место, толкающих на преступления, безответственных, зарвавшихся беспредельщиков и карьеристов.

8+