Право мирного прохода

 

 

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды.

Право мирного прохода определяется Разделом 3 — «Мирный проход в территориальном море», подраздел А — «Правила, применяемые ко всем судам», Статья 17 «Право мирного прохода», в которой сказано, что при условии соблюдения требований Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Торговые суда в процессе эксплуатации вынуждены проходить через территориальные воды прибрежных государств при плавании вблизи их берегов, при прохождении через международные проливы, при входе или выходе из порта, при заходе или выходе из устьев судоходных рек, при следовании в порт убежище, в случае бедствия, для оказания медицинской помощи пострадавшему, находящемуся на борту судна и других случаях связанных с деятельностью судна.

Статья 18 Конвенции устанавливает понятие прохода, как плавание судна через территориальные воды: без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства; с заходом во внутренние воды, рейды и порты прибрежного государства.

Любой проход через территориальные воды должен быть быстрым и непрерывным. Тем не менее судно имеет право остановиться или встать на якорь, если это связано с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствием, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Однако любая остановка или постановка на якорь в территориальных водах прибрежного государства может быть сделана только после получения разрешения от службы, осуществляющей охрану морских границ прибрежного государства.

Обычно запрос на остановку посылается в адрес береговой охраны или ближайшей службы регулирования движения (VTS), путем вызова на УКВ радиостанции или звонком по телефону. Так же для получения разрешения можно вызвать ближайшую береговую радиостанцию, которая соединит с соответствующей службой.

Если встать на якорь в территориальных водах и не сообщить об этом прибрежному государству, то можно получить штраф, например в Китае, после постановки на якорь в территориальных водах необходимо доложить об этом ближайшей службе регулирования движения в течение трёх дней, а если этого не сделать, то через три дня к вам явится береговая охрана и выпишет штраф на 850 долларов США.

Любой проход торгового судна через территориальные воды прибрежного государства должен носить мирный характер, только в этом случае ему предоставляется право мирного прохода.

Понятие мирного прохода определено правилом 19 Конвенции, в котором сказано, что:

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, порядок или безопасность прибрежного государства, и он совершается в соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г и другими нормами международного права.

Если на судне совершаются какие-нибудь действия, которые можно отнести к нарушающим мир, порядок и безопасность прибрежного государства или не соответствующие требованиям данной Конвенции и нормам международного права, то проход судна через территориальные воды прибрежного государства не может считаться мирным. Например, судно, нарушающее требования Конвенции МАРПОЛ, теряет право мирного прохода через территориальные воды прибрежного государства, которое ратифицировало данную конвенцию. Так же судно, на котором в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, на ходовом мостике несет вахту только один вахтенный помощник без вперед смотрящего, так же утрачивает право мирного прохода. Разумеется, судно на котором вахтенный помощник капитана или капитан находятся в состоянии алкогольного опьянения, утрачивает право мирного прохода.

В Конвенция ООН по морскому праву перечислены виды деятельности, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет их его в территориальных водах. К ним относятся:

  1. Угроза силой или её применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН.
  2. Любые маневры или военные учения с оружием любого типа.
  3. Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства.
  4. Любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства.
  5. Подъём в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата.
  6. Подъём в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства.
  7. Погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.
  8. Любой акт преднамеренного и серьёзного загрязнения вопреки настоящей Конвенции.
  9. Любую рыболовную деятельность.
  10. Проведение исследовательской или гидрографической деятельности.
  11. Любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства.
  12. Любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Таким образом, на основании вышеперечисленных видов деятельности, в некоторых странах можно нарваться на неприятности и крупный штраф за фотографирование или фотосъёмку, а также за пользование квадрокоптером или собирание камушков, ракушек и кораллов на побережье, лов рыбы с борта судна при стоянке на якоре или в порту у причала.

Прибрежное государство может издавать законы и правила, в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права, относящиеся к мирному проходу через территориальные воды. Эти правовые акты издаются в целях:

  1. Обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов.
  2. Защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок.
  3. Защиты кабелей и трубопроводов.
  4. Сохранения живых ресурсов моря.
  5. Предотвращение нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства.
  6. Сохранение окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем её загрязнения.
  7. Морских научных исследований и гидрографических съёмок.
  8. Предотвращения нарушения таможенных, фискальных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Законы, которые устанавливает прибрежное государство для своих территориальных вод не должны относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы стандарты.

Издаваемые прибрежным государством законы и правила, относящиеся к мирному проходу в его территориальных водах, должны должным образом публиковаться для всеобщего сведения.

Все иностранные суда, осуществляющие предоставленное им право мирного прохода через территориальные воды, должны соблюдать все такие законы и правила, и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Прибрежное государство имеет право в случае необходимости для обеспечения безопасности мореплавания в определенных районах своих территориальных вод устанавливать морские коридоры и системы разделения движения. Такие морские коридоры и системы разделения движения должны быть нанесены на официальные навигационные карты, издаваемые должным образом, чтобы они были доступны всем мореплавателям.

Прибрежное государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности мирного прохода, в том числе путем передачи по официально установленным средствам передачи соответствующих навигационных и метеорологических предупреждений.

В целях обеспечения собственной безопасности, прибрежное государство может устанавливать в своих территориальных водах районы, запретные для плавания иностранных судов, в том числе устанавливать крепостные зоны вблизи военно-морских баз или других объектов оборонного значения. Такие запретные районы и крепостные зоны должным образом наносятся на навигационные карты, а их координаты печатаются в соответствующих навигационных пособиях.

Запретными для плавания могут объявляться районы проведения военных учений и опасные от мин районы.

карта

Для нанесения на навигационные карты запретных для плавания районов и крепостных зон используются общепринятые условные обозначения, например, Британское Гидрографическое Управление применяет «Символы и сокращения используемыми на Адмиралтейских картах».

таблица

Иностранные суда не должны заходить в запретные для плавания и крепостные зоны, так как это будет расцениваться как посягательство на безопасность прибрежного государства и грубое нарушение морского пограничного режима. За подобные нарушения торговое судно может быть задержано для выяснения обстоятельств такого нарушения и на него может быть наложен штраф.

2+