Понятие морское пиратство

 

 

В международном морском праве понятие «морское пиратство» сформулировано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В преамбуле Конвенции сказано, что Государства – участники настоящей Конвенции, руководствуясь стремлением урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все вопросы, касающиеся морского права, и сознавая историческое значение настоящей Конвенции как важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов мира, а так же признавая желательность установления с помощью настоящей Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды, согласились со статьями приведенными в тексте конвенции. Российская Федерация, как правопреемник СССР, также согласилась со всеми статьями конвенции и подтвердила это соответствующей её ратификацией.

В Конвенции ООН по морскому праву, вопросам пиратства посвящены статьи с 100 по 107.

В Статье 101 «Определение пиратства», дано следующее определение:

«Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный сознанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

с) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте a или b.»

То есть, с точки зрения Конвенции, именно частное лицо, действующее по собственной инициативе и в личных целях, является определяющим элементом субъекта пиратства, а раз так, то и уголовному преследованию за пиратство подвергается конкретное физическое лицо.

В Конвенции дано определение действий военного и государственного корабля и летательного аппарата, которые с точки зрения международного права рассматриваются как пиратские, в частности, Статья 102 «Пиратские действия, совершаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж»:

«Пиратские действия, определяемые в статье 101, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.»

То есть с точки зрения Конвенции военный и государственный корабль может рассматриваться пиратским только если его экипаж поднял мятеж, захватил контроль над ним и совершает действия, которые подпадают под статью 101.

Более того, в Конвенции дано определение пиратского судна и пиратского летательного аппарата – Статья 103 «Определение пиратского судна или пиратского летательного аппарата»:

«Судно или летательный аппарат считается пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусматриваемых в статье 101. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.»

Таким образом основываясь на статьях Конвенции можно сделать вывод, что противоправные действия военного или государственного корабля не рассматриваются как акт пиратства. Такие действия военного или государственного корабля уместнее рассматривать как акт агрессии против страны, под флагом которой находится судно.

Введение в одностороннем порядке формулировок, которые расходятся с принятыми Конвенцией, не вызовет понимания, и приведет к росту ещё большей напряженности между сторонами конфликта и международным сообществом.

1+