Международная Конвенция об удалении затонувших судов

 

 

Большинство моряков даже не заметили вступления в силу Международной конвенции об удалении затонувших судов (The Nairobi International Convention on the Removal of Wrecks), которая была принята в 2007 году в Найроби и поэтому ещё носит название Найробийская Международной конвенции об удалении затонувших судов. Названная конвенция вступила в силу 14 апреля 2015 года.

Ну если только некоторые внимательные капитаны обратили внимание на «ещё один какой-то непонятный сертификат», да и то только потому, что его надо было внести в реестр судовых документов и вложить в соответствующую папку.

А на самом то деле, капитанам необходимо, хотя бы в общих чертах, знать основные положения данной конвенции, потому что за невыполнение одного из них, даже по незнанию, можно заработать вполне реальный тюремный срок.

Вот мы и решили, так сказать из чисто альтруистических соображений и в качестве частной инициативы привлечь внимание наших коллег к данной конвенции и может быть тем самым, избавить кого-то из них от неприятных хлопот общения с прокурорами, и не важно какой страны, помните как осудили в Новой Зеландии, капитана и второго помощника, севшего на риф  контейнеровоза «Рена» и дали им реальные тюремные сроки.

И так рассмотрим основные положения «Найробийской Международной конвенции об удалении затонувших судов»:

1) Основная цель конвенции заключается в выработке и внедрении единых международных правил и процедур по как можно быстрому и эффективному удалению затонувших судов и выплате компенсаций за понесённые расходы.

2) Конвенция устанавливает финансовую ответственность судовладельца за удаление своего затонувшего судна.

3) Данная конвенция распространяется на все морские суда валовой вместимостью 300 и более регистровых тон, которые ходят под флагом государства-участника конвенции или заходящие в их исключительную экономическую зону.

4) Ответственность судовладельца ограничивается размерами возмещения ответственности в соответствии с Конвенцией 1976 года об ограничении ответственности по морским претензиям, с поправками к ней принятые Протоколом в 1996 году.

5) Капитан и владелец судна, обязаны незамедлительно сообщить прибрежному государству, в случае если их судно было вовлечено в морскую аварию, в результате которой оно затонуло.

6) Такое сообщение должно содержать:

— название и местонахождение собственника судна;

— точное местоположение затонувшего или севшего на мель судна;

— тип, размеры и конструктивные данные и особенности судна;

— характер повреждения затонувшего судна и его состояние;

— характер и количество груза, особенно подробные данные о всех опасных и вредных веществах;

— количество и типы нефтепродуктов, находящихся на борту, в том числе топливо и смазочные масла.

7) Затонувшее или севшее на мель судно считается представляющим «опасность», если оно:

— представляет опасность или препятствие для судоходства;

— представляет опасность для окружающей среды или причиняет ущерб побережью или связанным с ним интересам одного или более государств.

8) Понятие «связанные с ним интересы» означает интересы прибрежного государства, непосредственно затрагиваемые затонувшим судном или которым, оно угрожает, в частности:

— деятельность на морском побережье, в портах или эстуариях, включая рыболовство, которая является важным источником средств к существованию занятых в ней людей;

— привлекательность для туризма и другие экономические интересы данного региона;

— здоровье жителей и благополучие прибрежного района, включая сохранение живых ресурсов моря, флоры и фауны;

— прибрежная и подводная инфраструктура региона.

9) Определяет меры по облегчению удаления затонувших судов.

10) Предусматривает обязательное страхование или иное финансовое обеспечение и, следовательно, обязательное наличие на судне подтверждающего данный факт документа в виде свидетельства.

 

Примерная форма сертификата:

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СТРАХОВАНИИ ИЛИ ИНОМ ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УДАЛЕНИЕ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ

Выдано в соответствии с положениями статьи 12 Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года

Название судна Валовая вместимость Позывной сигнал  Номер ИМО Порт приписки Наименование и адрес    собственника судна
 

 

Настоящим удостоверяется, что названное выше судно имеет страховой полис или иное финансовое обеспечение, удовлетворяющие требованиям статьи 12 Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.

Вид обеспечения ………………………………………………………………………………………………………………….

Срок действия обеспечения …………………………………………………………………………………………………..

Наименование и адрес страховщика (страховщиков) и/или гаранта (гарантов)

Наименование ……………………………………………………………………………………………………………………

Адрес ……………………………………………………………………………………………………………………………….

Настоящее свидетельство действительно до ………………………………………………………………………….

Выдано или удостоверено Правительством ……………………………………………………………………………

(Полное название государства)   или

Если государство-участник пожелает воспользоваться положениями пункта 3 статьи 12, должен использоваться следующий текст:

Настоящее свидетельство выдано по уполномочию Правительства ………………………………………….

(полное название государства) ………………………………………………………………………………………….

(полное название учреждения или организации)

в ………………………………………………………………                           …………………………………………

 (место)                                                                                      (дата)

…………………………………………………………………………….

(Подпись и должность официального лица, выдающего или удостоверяющего свидетельство)

 

 

3+