Кораблекрушение контейнеровоза «TS Taipei»

корабль

 

Кораблекрушение контейнеровоза «TS Taipei» произошло 10 марта 2016 года, неподалёку от города Новый Тайпэй (Тайбэй), на северном побережье острова Тайвань, когда судно совершало переход из порта Килунг (Keelung) в порт Гонконг. Собственно, место аварии находится совсем рядом от порта Килунг, а это значит, что судно незадолго до аварии вышло из порта. В условиях штормовой погоды на судне остановился главный двигатель, и оно начало быстро дрейфовать в сторону берега. Судно подало сигнал бедствия и к нему были высланы спасательные суда и вертолёты.

карта

Быстро устранить неисправность и снова запустить главный двигатель команде не удалось, не задержали судно и отданные якоря и вытравленные якорь-цепи и вскоре судно село на мель в координатах: 25°18′,2 С.Ш. и 121° 34′,3 В.Д., приблизительно в 300 метрах от берега вблизи населённого пункта Shimen. Под действием волн и от ударов корпуса судна о подводные камни корпус контейнеровоза начал разрушаться и через образовавшиеся пробоины машинное отделение быстро затопило, а море начало выливаться топливо и топливо- и маслосодержащие жидкости.

карта

Спасатели приступили к эвакуации членов экипажа на берег. К сожалению, во время спасательных работ один вертолёт разбился и его пилот погиб. Не смотря на штормовую погоду, все члены экипажа были благополучно эвакуированы с гибнущего судна и безопасно доставлены на берег и для них можно сказать, что всё закончилось. А вот для правительства острова Тайвань наоборот, всё только начиналось – начиналась борьба за предотвращение загрязнения побережья и моря топливом, опасными веществами и мусором с разрушающегося контейнеровоза «TS Taipei». На момент посадки на мель на борту судна находилось 447 тонн топлива и 617 контейнеров с различными грузами, среди которых находились и вещества, которые при попадании в воду представляют опасность для живых организмов и приводят к загрязнению моря и побережья.

корабль

Судно находилось в собственности судоходной компании TS Lines Ltd, которая имеет головной офис в Гонконге, однако собственники компании выходцы из Тайваня.

Контейнеровоз был построен в 2006 году и ходил под флагом Тайваня. Дедвейт судна 20615 тонн, главные размерения: длина – 168 метров, ширина 25 метров, максимальная осадка 13,5 метров. На момент посадки судна на мель, оно было лишь частично загружено и имело осадку 8,6 метра.

корабль

На момент аварии судну было всего 10 лет, что в общем то не так уж и много, однако судя по тому, что главный двигатель встал (заглох), сразу после выхода из порта, и его не смогли быстро запустить, говорит о том, что судно, или по крайней мере некоторые его механизмы, в том числе и главный двигатель, находились не в очень хорошем состоянии. Ну да, поддержание механизмов в исправном состоянии, требует денег на запасные части и времени на проведение ремонта и переборки механизмов, а время опять же – это, своего рода, деньги. А с деньгами, как это хорошо известно, расставаться никто не хочет, добровольно, разумеется, когда судно попадает в беду, тогда судовладельцы начинают метаться, но бывает уже поздно. Как раз в истории с гибелью контейнеровоза «TS Taipei» так и получилось. Это на словах и на бумаге судовладельцы и операторы этого судна были законопослушными гражданами, однако мне, в 2013 году, на контейнеровозе 232 метра длиной и вместимостью 3500 TEU, довелось быть в рейсовом чартере у TS Lines. Как говорит один телевизионный персонаж, «Не дай Бог ещё раз к ним попасть!» За 45 дней чартера было 6 бункеровок, при полной вместимости топливных танков на более чем 3000 тон, они нам давали по 100, 120, 200 тон. Одно мучение. Мозги выносили по полной программе и по каждой мелочи. Планы погрузки присылали такие, что казалось. Что их составляли люди абсолютно не имеющие представления ни о критериях прочности корпуса, остойчивости судна, сегрегации опасных грузов и так далее. Естественно, мы им на все это указали и потребовали переделать планы в соответствии с нашими требованиями., однако они вместо того, чтобы выполнить наши законные и разумные требования, начали жаловаться на нас в компанию, которая владела судном. Владельцы запросили нас в чем дело, когда мы представили наши объяснения судовладельцы сказали жалобщикам из TS Lines, что капитан всё делает правильно и впредь будет продолжать так же требовать. Пришлось им переделывать планы погрузки в соответствии с нашими требованиями, чтобы соблюдались предельно допустимые нагрузки на палубы, изгибающие моменты, перерезывающие силы, скручивающие моменты, нагрузки на лашинг (крепежные устройства для крепления контейнеров). Особенно много недовольства у них вызвало наше требование соблюдать предельно допустимые моменты в штабеле за счёт большой метацентрической высоты. Такое случается, когда на судно погружено совсем мало груза и у контейнеровоза большая, более 4-х метров, начальная поперечная метацентрическая высота, то во время качки возникают значительные ускорения, которые приводят к возникновению большой нагрузке в штабеле, которая превышает максимально допустимую. Например, максимально допустимая нагрузка в данном стаке (stake) составляет 240 тонн, по плану погружено 150 тонн, казалось бы, никакого перегруза нет, но грузовая программа показывает, что максимально допустимая нагрузка в данном стаке при данной метацентрической высоте составляет 148 тонн! И всё грузить 150 тонн нельзя. Сначала в офисе нашей компании тоже не поняли в чём дело, пока я им не переслал скриншоты дисплея грузового компа и не разъяснил в чем дело. Ну да не все всё знают, а кто-то просто не заморачивается, однако мы проявили положенное служебное рвение и потребовали, чтобы судно было погружено в соответствие с требованиями грузовой программы.

корабль

Пришлось упомянуть этот случай только для того, чтобы подчеркнуть, что причина аварии контейнеровоза «TS Taipei» таилась не на судне, и не от того, что моряки плохие, а от не надлежащей эксплуатации судна береговыми службами компании TS Lines. От того что они систематически игнорировали правила проведения ремонтных работ главного двигателя и других механизмов.

морское побережьепобережьетяжелое топливо

 

 

Несмотря на то, что часть топлива спасателям удалось откачать, около 200 тонн топлива и других замазученных вод попало в море и привело к загрязнению побережья. Также не весь груз удалось выгрузить с борта судна и часть контейнеров с различными грузами попали в море и погибли. Потребовалась работа сотен людей, чтобы очисть прибрежную зону от загрязнения.

В результате шторма корпус судна переломился и позднее был разобран на металлолом.

корабль


Автор Капитан Валерий Николаевич Филимонов

3+