Внесение оговорок в коносамент

 

Внесение оговорок в коносамент о характере повреждений отдельных грузовых мест или о повреждении общего характера, например, при погрузке навалочных грузов, является эффективным средством для ограничения ответственности судовладельца как перевозчика, от возможных исков со стороны грузополучателя, грузоотправителя и фрахтователя. Правильно оформленные оговорки будут являться доказательством, что перевозчик проявил заботливость до начала и во время погрузки, выполнил осмотр груза до начала его приема на судно, а затем во время погрузки и укладки в грузовые помещения на судне осуществлял непрерывный контроль за состоянием груза.

На практике, внесение оговорок в коносамент, практически всегда, сопряжено с большими, а иногда и очень большими трудностями, и вот почему.

При заключении договора купли-продажи между продавцом и покупателем груза, может быть особо указано, что коносаменты на перевозку груза должны быть «чистыми», то есть не должны содержать каких-либо оговорок о повреждении или несоответствии груза. В этом случае, в договоре о фрахтовании судна, также будет указано, что коносаменты должны быть выданы «чистые». Для того, чтобы внести оговорки о повреждении груза в коносамент, который должен быть «чистым» по условиям договора купли-продажи и договора о фрахтовании, от капитана потребуется предъявить грузоотправителю и фрахтователю веские основания. Как правило, просто заявить агенту в момент подписания коносаментов, что капитан внесет в них такие-то оговорки о повреждении грузовых мест, будет явно недостаточно. В таком случае неизбежен встречный иск со стороны грузоотправителя и фрахтователя в адрес судовладельца о том, что капитан не информировал их о состоянии груза до начала и во время погрузки и размещении на судне. Выяснение обстоятельств вызовет задержку с подписанием коносамента и с отходом судна, а в некоторых случаях может потребоваться выгрузка всего груза и все связанные с этим расходы лягут на судовладельца. Чтобы избежать всего этого и защитить интересы судовладельца, необходимо соблюдать определенную процедуру или последовательность действий, которая и будет приведена ниже.

Прежде, чем приступить к изложению процедуры, поясним некоторые термины.

Отдел эксплуатации (operational department) – отдел, занимающийся коммерческой эксплуатацией судна. От него поступают на судно рейсовые задания, осуществляется заказ топлива, воды и так далее. Проясняются все вопросы связанные с грузом, грузовыми операциями, процедурой подачи нотиса о готовности судна, сепарационными  материалами, креплением груза, контактными данными судовых агентов в портах погрузки, выгрузки и возможных промежуточных портах, например в каналах (Кильский, Суэцкий, Панамский) или в местах бункеровки (Гибралтар, Сеута, Сингапур и пр.). В иностранных компаниях эти функции выполняет так называемый operational department, и капитан должен знать имя ответственного сотрудника и его контактные телефоны, и адрес электронной почты.

Коммерческий отдел (chartering department) – отдел, который занимается фрахтованием судна и передает всю связанную с этим информацию в отдел эксплуатации.

Судовой агент(shipping agent) – как правило, в портах погрузки и выгрузки, агента назначает фрахтователь и, следовательно, такой агент – агент фрахтователя, в первую очередь защищает его интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами судовладельца. Поэтому капитан должен проявлять осмотрительность и осторожность в отношениях с ним. Крайне редко судовладельцы назначают в порту погрузки и выгрузки своего отдельного агента, в лучшем случае это может быть агент, назначенный для организации смены экипажа или доставки на судно наличных денег капитану.

Переходим, собственно, к процедуре внесения оговорок о повреждении груза в коносамент.

  1. Получив от отдела эксплуатации рейсовое задание капитану необходимо тщательно с ним ознакомиться, особенно удостовериться, что ему понятно название, характер груза и все другие особенности, такие как общий все и объём груза, число отдельных мест, их вес и размеры, упаковка и маркировка, а также сколько будет выдаваться коносаментов и допускается или нет внесение в них оговорок.
  2. Если в рейсовом задании нет данных о коносаментах или не сказано об оговорках, то капитану необходимо связаться с отделом эксплуатации и прояснить данный вопрос.
  3. После швартовки в порту погрузки и прибытии агента на судно необходимо информировать его, что в случае обнаружения повреждений грузовых мест капитан будет немедленно информировать его и стивидорную компанию и внесет соответствующие оговорки в коносамент. Возможны два варианта, первый, агент согласится, и капитан обговорит с ним содержание возможных оговорок и порядок их внесения в коносаменты, второй – агент информирует капитана, что коносамент должен быть только «чистым». В таком случае капитану необходимо согласовать с агентом процедуру замены поврежденных грузовых мест. Если агент подтвердит, что такое возможно, то обнаруженные поврежденные грузовые места меняются на другие. Однако, на практике такое случается довольно редко, как правило, и заменить нечем, и отказаться от погрузки поврежденного грузового места или груза нельзя, и коносамент должен быть «чистым». В таком случае необходимо незамедлительно информировать отдел эксплуатации и следовать полученным от него указаниям. Возможно, что судовладелец закажет независимого грузового сюрвейера для осмотра груза и для наблюдения за грузом во время погрузки. Однако капитану необходимо помнить, что наличие независимого сюрвейера не освобождает его от обязанности обеспечить сохранную перевозку груза и защиту интересов судовладельца.

Возможна ситуация, когда агент приходит на судно через какое-то время после начала погрузки или совсем не приходит на судно и вся связь с ним осуществляется по телефону и по электронной почте. В этом случае необходимо еще до прихода в порт информировать агента о всем сказанном выше.

  1. При первой возможности, до начала погрузки, капитан вместе с грузовым помощником или только грузовой помощник по поручению капитана, должен тщательно осмотреть груз на причале или на складе. Необходимо записать обнаруженные повреждения и сделать фото. Если обнаружены повреждения, которые по мнению капитана необходимо внести в коносамент, то необходимо через судового агента сообщить об этом грузоотправителю, фрахтователю и в отдел эксплуатации.
  2. Во время погрузки необходимо следить за грузом и если будут обнаружены повреждения, о которых необходимо сделать оговорки в коносаменте, то необходимо незамедлительно информировать бригадира стивидоров и агента. В тальманскую расписку необходимо записать номер поврежденного грузового места и характер обнаруженных повреждений.
  3. По окончании погрузки грузовой партии или в случае окончания рабочей смены у докеров, необходимо подписать тальманку у портового тальмана. Если портовый тальман отсутствует, то необходимо отправить тальманки подписанные судовым тальманом и грузовым помощником агенту.
  4. На основании тальманок, грузовой помощник выдаёт, или, если агентом предоставлена уже готовая форма штурманской расписки, то вносит в неё номера поврежденных мест и соответствующие оговорки о характере повреждений. Необходимо следить, чтобы номера мест и характер оговорок были такие же, как и в тальманских расписках.
  5. По окончании грузовых операций судовой агент как правило доставляет на борт коносаменты на подпись капитану. Оговорки в коносамент вносятся из соответствующих штурманских расписок и их содержание должно быть точно таким же. Таким образом содержание оговорок должно быть одинаковым в тальманской расписке, штурманской расписке и коносаменте.
  6. В некоторых случаях вполне вероятен вариант, когда не капитан, а судовой агент по его поручению, подписывает коносаменты. В этом случае агент приносит или присылает капитану соответствующую форму для подписи, так называемую доверенность для подписания коносаментов. Прежде, чем её подписать, капитан должен внести в неё оговорку, что в коносаменты должны быть внесены все оговорки, указанные в штурманских расписках. Без такой оговорки и штурманских расписок агент может выдать «чистый» коносамент, и вся ответственность за обнаруженные грузополучателем повреждения будет возложена на судовладельца.
  7. В некоторых случаях, агент может предложить капитану не вносить оговорки о повреждениях в коносамент, а в место этого он предоставит от грузоотправителя гарантийное письмо(Theletterofguaranty), в котором будет указано, что в случае претензий со стороны грузополучателя, грузоотправитель возьмет все убытки на себя. В этом случае необходимо связаться с отделом эксплуатации и поставить их об этом в известность о предложении агента и действовать по их указанию.

 

ВАЖНО:

 

  1. Помнить, что во всех выдаваемых капитаном или по его поручению грузовым помощником, грузовых документах, тальманских и штурманских расписках, письмах протестах, название груза было одинаковыми соответствоватьназванию, указанному в рейсовом задании и грузовом поручении.
  2. О любых намерениях и предпринятых действиях капитан должен незамедлительно информировать агента, фрахтователя и отдел эксплуатации.
  3. Фотографировать повреждения и номера грузовых мест и прикладывать их к соответствующим тальманским распискам, а затем и к штурманским.
  4. Даже если не назначен отдельный судовой тальман, ничто не мешает грузовому помощнику вести учет груза самостоятельно и оформлять соответствующие тальманские расписки.
  5. В некоторых портах мира, агенты, стивидорные компании и грузоотправители идут на различные ухищрения, чтобы ограничить себя от возможных претензий за повреждение груза, например в Индии, в порту Вишакхапатнам, после окончания погрузки, представитель стивидорной компании предоставляет на подпись капитану некую справку о том, что судно во время погрузки ни судно, ни груз не получили никаких повреждений и у капитана не имеет к компании никаких претензий. Если капитан подпишет такую справку, то в последующем, в случае обнаружения даже скрытых повреждений груза, вся ответственность ляжет на судовладельца, так как стивидорная компания предъявит подписанную капитаном справку, что он не имеет к ней никаких претензий. Капитану необходимо заблаговременно согласовать с отделом эксплуатации как поступать в подобных случаях и какие документы и с какими оговорками подписывать, так как убытки от ошибок могут быть весьма значительные.

Автор капитан В.Н. Филимонов

2+