Штурманская расписка

 

Штурманская расписка (Mate’s receipt) это расписка, подтверждающая погрузку груза на борт судна.

Для каждой партии груза выдается своя штурманская расписка. Очень часто партии груза предоставляются для погрузки с своим погрузочным ордером, который после погрузки партии груза на судно подписывается грузовым помощником и становится после этого штурманской распиской. В некоторых случаях штурманская расписка оформляется отдельным документом. Порядок оформления штурманских расписок обычно оговаривается в договоре купли-продажи данного товара (груза).

Если партия груза не имеет никаких повреждений, то никаких специальных отметок не делается. Однако если груз имеет какие-либо повреждения, то характер повреждения указывается в штурманской расписке. Также необходимо указать номера грузовых мест, которые имеют повреждения.

На основании штурманских расписок выдается коносамент, поэтому в него могут быть внесены только оговорки, указанные в штурманских расписках. Если в штурманские расписки не вносились отметки о повреждении груза, то и в коносамент их вносить оснований нет.

Если в штурманские расписки внесены оговорки о повреждении груза и указаны номера грузовых мест, имеющих повреждения, но в коносамент они не были внесены, то в случае предъявления претензий к грузу в порту выгрузки, данные оговорки не будут иметь силы, так как они не были внесены в коносамент и это будет расцениваться арбитражем или судом, как попытка обмануть грузополучателя и все расходы будут возложены на судовладельца.

Таким образом, если в штурманской расписке отсутствуют отметки о повреждении груза, то она считается «чистой» и, следовательно, и коносамент выдается «чистый», то есть без оговорок.

Во многих договорах купли-продажи указывается, что коносамент должен быть выдан без каких-либо оговорок, то есть «чистый», в таком случае при обнаружении каких-либо повреждений у груза необходимо немедленно информировать судовладельца, фрахтователя и через агента всех заинтересованных сторон.

Если имеется возможность, то необходимо, чтобы грузовой помощник осмотрел груз заранее и сообщил капитану об обнаруженных замечаниях. Возможно, что капитан сам тоже осмотрит груз. Если осмотреть груз заранее не представляется возможным, то он должен осматриваться, как только будет доставлен к борту судна. В любом случае грузить груз без предварительного осмотра не следует, так как не обнаруженные повреждения могут привести в дальнейшем к большим убыткам.

Если повреждения груза будут обнаружены на уже погруженном на судно грузе, то также необходимо незамедлительно сообщить судовладельцу и фрахтователю и в некоторых случаях остановить погрузку до получения указаний от судовладельца и/или фрахтователя.

Любые обнаруженные повреждения необходимо фотографировать и хранить фотографии на судне как можно дольше. Иногда претензии по грузу предъявляют по истечении довольно длительного промежутка времени, который может превышать шесть месяцев.

Штурманская расписка как правило оформляется в трёх экземплярах: один для грузоотправителя, один для агента и один остаётся на судне.

Оговорки в штурманские расписки могут вноситься как от руки, так и на принтере.

Никогда не следует выдавать штурманскую расписку до момента фактической погрузки груза на судно. Довольно часто агент или брокер просит подписать штурманские расписки на ещё не погруженный груз ссылаясь на всякого рода обстоятельства. Рекомендуется ни в коем случае этого не делать.

Иногда может возникнуть следующая ситуация. Партия груза погружена на судно и на неё выдана чистая штурманская расписка. Через некоторое время, при погрузке в этот же трюм другой партии груза, наносятся повреждения нескольким грузовым местам, на которые ранее была выдана чистая штурманская расписка. В этом случае необходимо сфотографировать повреждения и написать письмо протест с описанием обстоятельств и характере повреждений. Данное письмо-протест необходимо немедленно отправить агенту, фрахтователю и судовладельцу. Необходимо также потребовать от агента чистые штурманские расписки и внести в них оговорки о повреждении грузовых мест и их номера. Хотя в некоторых случаях маркировка отдельных мест может быть и не видна. Далее необходимо следовать инструкциям, полученным от судовладельца и фрахтователя. Бывает, что по некоторым причинам инструкции не приходят и тогда необходимо действовать по обстоятельствам, которые будут зависеть от характера повреждений и от числа поврежденных мест. Если груз ценный, и повреждения могут серьезно понизить стоимость груза, то необходимо также пригласить на борт представителя страхового общества (P&I club). В некоторых случаях может потребоваться остановить погрузку для обследования поврежденного груза сюрвейерами и принятия решения о дальнейшей судьбе поврежденных мест. Если поврежденные грузовые места будут выгружены, то необходимо потребовать от агента ранее выданные штурманские расписки. Так как количество грузовых мест уменьшилось и необходимо выдать новые расписки.

Необходимо понимать, что штурманская расписка — это документ, который выдает судно, а, следовательно, грузовой помощник имеет полное право вносить в него необходимые оговорки и никакой агент не может вам приказать, типа давайте подписывайте, потому что ему так надо.

Иногда агент не соглашается вносить оговорки в штурманские расписки, а вместо этого предлагает выдать гарантийное письмо, в котором указывается, что судно не будет нести ответственности за такие-то и такие-то повреждения в случае предъявления претензий со стороны получатель. В этом случае необходимо незамедлительно сообщить об этом судовладельцу и фрахтователю и действовать в соответствии с полученными инструкциями. Самостоятельно не рекомендуется принимать гарантийное письмо от агента, потому что как уже было сказано ранее это не законно и будет в будущем расцениваться как попытка обмануть получателя.

В некоторых чартерах может быть предусмотрено, что коносаменты на груз не будут выдаваться, а груз будет перевозиться по штурманской расписке.

Таким образом штурманская расписка является важным грузовым документом, к оформлению которого необходимо относиться очень внимательно.

1+