Правила передачи грузов судном — порту

 

 

 

Перевалка грузов в морских портах Российской Федерации осуществляется в соответствии с документом, который называется «Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». Данные правила утверждены приказом № 182, Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г.«Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» разработаны в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17, Федерального закона № 261-ФЗ от 8 ноября 2007 г, «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Прием груза оператором морского терминала производится в месте выгрузки груза с судна и включает в себя следующие операции:

 

1) Проверку фактического состояния груза со сведениями, которые указаны в перевозочных документах.

2) Счет мест груза (в зависимости от вида груза) или определение массы груза по осадкам судна или взвешивание на весах.

3) Оформление результатов выгрузки путем составления документа, подписываемого судном или его управомоченным представителем (судовым агентом или суперкарго) и оператором морского терминала.

 

Порядок приема оператором морского терминала отдельных видов грузов:

 

1. Тарные и штучные грузы, принимаются посредством внешнего осмотра груза, с проверкой наличия маркировки и соответствия ее товаросопроводительным документам, счетом мест и их соответствие массе или объему, заявленной в перевозочных документах. На длинномерных и крупногабаритных грузах должны быть указаны места строповки, а также центр тяжести грузов. В случае, если длинномерные и крупногабаритные грузы находятся в пакетированном виде, места строповки должны находиться в верхних точках пакета.

2. Грузы, сформированных в транспортные пакеты, принимаются по счету пакетов без проверки количества мест в пакетах и их массы.

3. Навалочные и наливные грузы принимаются согласно данным о массе или объеме груза, указанным в перевозочных документах и определяются по осадкам судна или взвешиванием на весах.

4. Контейнеры с грузом принимаются путем внешнего осмотра, с проверкой номера контейнера, целостности запорно-пломбировочных устройств, четкости контрольных знаков на запорно-пломбировочных устройствах и их соответствия данным перевозочного документа, исправности технического и коммерческого состояния контейнеров.

5. Оборудование, машины, механизмы принимаются путем наружного осмотра без технического освидетельствования и проверки комплектации, если иное не согласовано с заказчиком.

 

Все замечания относительно состояния и количества груза должны предъявляться сдающей и принимающей сторонами до оформления документов, подтверждающих прием груза оператором морского терминала.

В случае засортировки груза (грузы по разным коносаментам погружены в трюме судна вперемешку), оператором морского терминала составляется акт общей формы, который подписывают судно или его управомоченный представитель (судовой агент или суперкарго).

Прием от судна импортного груза, оформляется тальманскими расписками.

Все замечания относительно состояния и количества выгружаемого груза предъявляются сторонами в течение рабочей смены лиц, осуществляющих прием груза, в которую груз выгружался, и фиксируются в тальманских расписках.

В случае расхождения в счете груза между судном и портом, грузовые операции могут быть приостановлены по требованию одной из сторон для пересчета груза и составления акта общей формы, который подписывается сторонами.

В случае невозможности пересчета груза оператор морского терминала с участием перевозчика оформляет акт общей формы и документы на выгрузку груза.

В случае расхождения количества импортного груза, маркировки на грузе, оттисков запорно-пломбировочных устройств с данными, указанными в перевозочном документе, а также при ненадлежащем состоянии груза, неясности оттисков запорно-пломбировочных устройств или отсутствии запорно-пломбировочных устройств, выявленном оператором морского терминала при приеме груза от судна, составляется акт-извещение.

Акт-извещение составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается судном или его управомоченным представителем (судовым агентом или суперкарго) и оператором морского терминала.

Если перевозчик не осуществлял контроль за выгрузкой груза из судна, в целях оформления документов на выгрузку груза используются данные оператора морского терминала, зафиксированные в тальманских расписках.

Результаты приема импортных грузов от перевозчика оформляются генеральным актом, который составляется на основании тальманских расписок с учетом оформленных актов-извещений (разумеется, если они составлялись).

Генеральный акт составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается судном или его управомоченным представителем (судовым агентом или суперкарго) и оператором морского терминала.

Прием оператором морского терминала, поступившего в морской порт груза, предназначенного к вывозу с территории РФ (экспортный груз), оформляется приемным актом.

Прием груза, перевозимого в каботаже (каботажный груз), оформляется тальманскими расписками и приемо-сдаточной ведомостью.

В случае расхождения количества груза с данными, указанными в перевозочном документе, а также при ненадлежащем состоянии груза, выявленном оператором морского терминала при приеме от перевозчика каботажного груза, перевозчик составляет коммерческий акт и выдаёт его оператору морского терминала.

 

Таким образом, легко сделать простой вывод, который однако на практике, может быть реализован только титаническими усилиями капитана и грузового помощника капитана, что в идеале, после окончания выгрузки груза в морском порту РФ, судно должно получить: генеральный акт — для импортных грузов, приемо — сдаточную ведомость — для каботажных грузов, подтвержденные тальманскими расписками.

Акт-извещение, акт общей формы и коммерческий акт будут свидетельствовать, что имела место несохранная перевозка грузов, которая приведет к убыткам судовладельца.

Только максимальное усердие и расторопность грузового помощника капитана, подкрепленное неусыпным контролем и поддержкой капитана, способствуют сохранной перевозке грузов на морских и речных судах и повышают эффективность их коммерческой эксплуатации.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+