Определение веса груза по осадкам

 

 

Точное определение веса груза по осадкам судна может способствовать повышению эффективности работы грузового судна, особенно при частой перевозке навалочных грузов.

Благодаря точному учету всех имеющихся на борту запасов, точному снятию осадок судна и учету поправок, можно каждый рейс перевозить больше груза и, следовательно, получать больше фрахта, например, для судна дедвейтом около 3000 тонн увеличение может составить 25-35 тонн, а в некоторых случаях и больше.

Большое влияние на количество перевозимого груза оказывает качество откачки балласта, поэтому данной процедуре следует уделять повышенное внимание. Даже на сравнительно новых судах могут иметься свои особенности откачки балласта, а со временем к ним добавляются: наличие ила в танках, изношенность крылаток в балластных насосах, появление трещин в балластных трубах, неисправности в клапанах, деформации в конструкции корпуса и балластной системе в целом. На судах возрастом старше 10 лет всегда необходимо уделять пристальное внимание откачке балласта.

Откачка балласта, как правило наиболее эффективна при значительном дифференте на корму, поэтому желательно первыми начинать откачку из носовых танков, однако на некоторых судах может потребоваться иметь в форпике некоторое количество балласта для использования его в качестве подпора для откачки других проблемных танков – это один из примеров как можно добиться качественной откачки из танков.

Откачка балласта из каждого танка должна контролироваться до тех пор, пока балласт из него не будет полностью откачен, поэтому необходимо точно знать уровень воды в танке на момент начала откачки. Разумеется, эффективный контроль уровня воды в балластных танках возможен только при исправности замерных трубок, а также точности и исправности используемого футштока или замерной рулетки, на которой цифры на шкале должны быть четко видны.

Прежде чем начать откачку балласта капитан с грузовым помощником и механиком, который будет непосредственно производить откачку, должны составить план, в котором указать какие танки и в какой последовательности будут откачиваться, а также на каком этапе погрузки это должно осуществляться, если имеется необходимость для придания судну заданной посадки или при необходимости иметь определенный дифферент или осадку в случае недостаточных глубин у причала. В плане обязательно необходимо отметить приблизительное время откачки из каждого танка исходя из производительности балластных насосов и уже имеющегося опыта во время предыдущих откачек в схожих условиях. Именно необходимо учитывать схожие условия, потому что при разных дифферентах судна для откачки из одного и того же танка требуется разное время, причем на некоторых судах разница во времени может быть весьма существенной.

При учете балласта необходимо учитывать ледовую обстановку и возможность образования льда в балластных танках, замерзания балластных труб, замерных и воздушных трубок.

Кроме балласта необходимо учитывать наличие жидких запасов и грузов на судне. Необходимо знать расположение всех судовых танков, коффердамов, войдспейсов (voidspace), выгородок, тоннелей и шахт. Грузовой помощник должен вести постоянный и точный учет наличия жидкостей во всех перечисленных отсеках, так как это необходимо не только для определения массы груза по осадкам, но и для расчета остойчивости судна и учета влияния свободной поверхности жидкостей в танках.

Также необходимо принимать во внимание вес остатков ранее перевозимых грузов, сепарационных и крепежных материалов и устройств. Следует принимать во внимание вес твиндечных понтонов, съёмных переборок и грузовых устройств.

Грузовой помощник должен внимательно изучить все имеющиеся на судне документы касающиеся информации об остойчивости и грузовой марки судна.

Для снятия осадок и выполнения замеров в танках необходимо использовать исправные инструменты и приборы, применять дополнительные осветительные приборы: фонарики, лампы и подсветки, регулярно подкрашивать грузовую марку и марки осадок.

Для вычисления массы груза по осадкам судна важна каждая мелочь, так как точность вычислений во многом зависит от точности используемых данных, поэтому ошибка в снятии осадок неизбежно приведет к ошибке в вычислениях, так же, как и ошибка в любых других используемых данных приведет к ошибке в вычисления.

Необходимо накапливать опыт каждого рейса и для этого делать подробные записи в грузовой книге.

В случае обнаружения любых ошибок или искажений в судовой документации и чертежах необходимо незамедлительно информировать судовладельца.

 

Практическое пособие по определению массы груза по осадкам в формате PDF

 

Акт определения массы груза по осадкам в формате PDF


Автор капитан В.Н. Филимонов

3+