«Мертвый фрахт»

 

 

В соответствии с договором о морской перевозке – чартером (Charter Party), отправитель (Shipper) обязуется предоставить оговоренное количество груза, а судовладелец обязуется его перевести, за установленную ставку фрахта (Freight rate) или за фиксированную плату (Lumpsum — люмпсум).

Ставка фрахта может устанавливаться за одну тонну груза, как правило метрическую (1000 кг) – при перевозке навалочных грузов (bulk cargoes); за один кубический метр груза – при перевозке пиломатериалов, круглого леса, или щепы; за один контейнер – при перевозке контейнеров; за одно грузовое место – при перевозке автотехники, крупногабаритных, тяжеловесных грузов и некоторых пакетированных грузов. При таком способе оплаты для судовладельца, разумеется, выгоднее погрузить на борт как можно больше груза, чтобы плата за перевозку была больше.

При оплате на условиях люмпсум, для судовладельца не имеет значения количество груза, так как плата фиксированная, однако, разумеется, он обязан погрузить оговоренное в чартере количество груза.

Существует достаточно большое число формулировок, которые используются в чартерах для указания количества груза, которое должно быть перевезено в каждом конкретном случае.

При перевозке навалочных и генеральных грузов наиболее употребительными являются следующие формулировки:

«full cargomts Min/Max» (полный груз … тонн Минимум/максимум) с указанием количества груза в метрических тоннах (mts – metric tons), например, «a full cargo of 4500 mts, Min/max» – означает, что на судно должно быть погружено точно 4500 тонн груза.

«full and complete cargoabout» (полный груз, приблизительно) с указанием количества груза в тоннах (mts) или кубометрах (cbm – cubic meters), например «a full and сomplete сargo, abt 6200 cbm» — означает, что на судно должно быть погружено приблизительно 6200 кубометров груза. Обычно «приблизительно» означает ± 1-3% (плюс-минус от одного до трёх процентов от указанного количества), для нашего случая это 6200 cbm± 186 cbm, то есть, если позволяет грузовместимость, то на судно должно быть погружено до 6386 cbm, но не менее, чем 6014 cbm.

«a full and complete cargo of …  mts 10 percent more or less in Owner’s option — MOLOO» (полный груз…. тонн, ± 10% на усмотрение судовладельца) с указанием количества груза в тоннах, например, «a full and complete cargo of 20000 mts 10 percent more or less MOLOO» — означает, что на судно должно быть погружено от 18000 до 22000 тонн груза, на усмотрение капитана.

«a full and complete cargo of …  mts 10 percent more or less in Charterer’s option — MOLCHOPT» (полный груз… тонн, ± 10% на усмотрение фрахтователя) с указанием количества в тоннах, например, «a full and complete cargo of 30000 mts 10 percent more or less MOLCHOPT» — означает, что на судно должно быть погружено от 27000 до 33000 тонн груза, на усмотрение фрахтователя.

«min…, max…»(Минимум…, Максимум…) с указанием количества груза, например, «Min 5500 mts, Max 6000 mts» — означает, что на судно должно быть погружено не менее 5500 тонн, но и не более 6000 тонн, иными словами судовладелец обязан погрузить как минимум 5500 тонн, но не должен грузить больше 6000 тонн.

 «minmt up to full and complete cargo SHOPT»— означает, что на судно должно быть погружено минимум … тонн, вплоть до полной загрузки судна, на усмотрение грузоотправителя (SHOPT– shipper option), например, «min 28500 mt up to full and complete cargo SHOPT» — означает, что на судно должно быть погружено не менее 28500 тонн груза, однако, если позволяет грузоподъёмность или грузовместимость судна, то на усмотрение грузоотправителя, на судно может быть погружен груз до его полной грузоподъёмности или грузовместимости.

«a full and complete cargo but no moremt» — означает, что на судно должно принять полный груз, но не более указанного количества, например, «a full and complete cargo but no more 5100 mt» — означает, что на судно должно быть погружено не более 5100 тонн груза.

Величина груза, в пределах которой, в зависимости от условий чартера, судовладелец или фрахтователь могут варьировать называется «Маржа» (Margin). В приведенных выше примерах маржи нет только в первом; во втором она: ± 186 cbm; в третьем и в четвертом: ± 10%; в пятом: ± 500 тонн; в двух последних случаях маржи в точном выражении нет.

В большинстве случаев (примерно в 95 из 100), «маржа» устанавливается на усмотрение судовладельца, поэтому капитан судна имеет право указывать в Нотисе о готовности судна (Notice of Readiness — NOR) максимальное количество груза, разрешенное по чартеру, например, если в чартере указано «a full and complete cargo of 20000 mts. 10 percent more or less MOLOO», то капитан имеет право указать в NOR – 22000 тонн. Разумеется, прежде он должен посчитать какое количество груза может быть погружено на его судно с учетом всех судовых запасов, константы, плотности воды в порту и других, возможных особенностей судна.

В случае, если на момент окончания погрузки – момент, когда грузоотправитель скажет, что он погрузил весь груз и больше груза у него нет, окажется, что погружено меньше груза, чем заявлено в нотисе о готовности, то в этом случае капитан имеет право заявить фрахтователю «Мёртвый фрахт».

«Мёртвый фрахт» — это разница между заявленным грузом и фактически погруженным на судно. Например, если капитан указал в нотисе 22000 тонн, а фактически погружено 20300 тонн, то капитан имеет право заявить фрахтователю «мёртвый фрахт» на 1700 тонн.

Очевидно, что «мёртвый фрахт» не может быть заявлен до окончания погрузки судна, однако капитану следует иметь в виду, что и после выхода судна из порта заявлять «мёртвый фрахт» будет поздно. «Мёртвый фрахт» необходимо заявлять сразу после окончания погрузки и определения количества погруженного на борт груза, которое может быть сделано по осадкам судна или путем подсчета грузовых мест по тальманским и штурманским распискам.

Как только капитан установил, что на судно погружено меньше груза, чем грузоотправитель обязан был предъявить к отправке и имеются основания для «мёртвого фрахта», капитан должен направить в адрес грузоотправителя соответствующее заявление. Обычно это делается через судового агента, у которого необходимо взять расписку о вручении ему заявления о «мёртвом фрахте», на практике, агент расписывается на экземпляре, который остается у капитана и этого вполне достаточно.

Причины, по которым грузоотправитель не предоставил положенное по чартеру количество груза могут быть разные, например, истекает сталийное время, погодные условия, поломка погрузочного оборудования, транспортных средств, отгрузочных средств, забастовка рабочих, и т.д., и грузоотправитель, чтобы избежать выплаты демереджа, который он обязан будет платить судовладельцу после окончания сталийного времени, может заявить, что груз погружен полностью. Разумеется, прежде он посчитает, в каком случае его расходы будут выше – при выплате демереджа или «Мёртвого фрахта». В полне возможно, что в некоторых случаях он будет рассчитывать, что капитан не заявит «Мёртвый фрахт» и тогда он вообще сможет избежать расходов.

Капитан же в свою очередь, должен в полной мере защитить интересы судовладельца и поэтому, если имеются основания для «мёртвого фрахта», то заявить его.

Для него не столь уж и важно, как судовладелец и фрахтователь будут урегулировать между собой это заявление, может быть они ограничатся шутливой перепиской между собой, типа: «Джон у тебя, что кардиф в шахте закончился, что ты не досыпал два мешка на мой statek (по-польски значит «судно»)?», а может при личной встрече в местном баре Лондонского Сити, Джон проставит Джеймсу пару пинт добротного ирландского Гиннеса. Главное, что капитан выполнит свою обязанность и, поверьте, внимательный судовладелец это отметит и запомнит.

В некоторых случаях, грузоотправитель, получив от капитана заявление о «мёртвом фрахте» изменит своё намерение и недостающее количество груза будет доставлено для погрузки на судно.

Капитану также необходимо иметь в виду, что «Мёртвый фрахт» может заявить и фрахтователь судовладельцу, если окажется, что судно не может принять на борт заявленное капитаном количество груза, поэтому, как уже было упомянуто выше, прежде чем указать в нотисе о готовности судна к погрузке количество груза, необходимо выполнить тщательные расчеты.

Образец Заявления о «Мёртвом фрахте» PDF


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+