Грузовой план судна

 

Составление грузового плана, без всякого сомнения, можно отнести к вершине мастерства работы с грузами каждого капитана и грузового помощника грузового судна, не зависимо от типа и размера судна. Кому приходилось составлять грузовой план на судне, перевозящем генеральный груз, состоящий из 30 коносаментов, тот прекрасно понимает, о чем идет речь, а уж если больше, то тем более.

Составление грузового плана — это распределение предназначенного для перевозки груза, по грузовым трюмам и, если необходимо, то и на главной палубе – крышках трюмов, с учетом предельно допустимой средней осадки и максимально допустимой осадки  и дифферента, максимально допустимой нагрузки на палубы и твиндеки, минимально допустимых значений критериев остойчивости, критериев погоды и ускорения, изгибающих, скручивающих моментов и перерезывающих сил, последовательности погрузки и выгрузки в портах захода, совместимости (сегрегации) с другими грузами, соблюдения правил размещения опасных грузов и режима вентиляции. Как видите та еще задачка, чтобы удовлетворить всем перечисленным требованиям!

Составление грузового плана необходимо начинать с тщательного ознакомления с полным перечнем грузов предназначенных для погрузки, с учетом всех возможных грузов в следующих портах захода, если таковые планируются. Если груз однородный и грузится в одном порту и будет выгружаться также в одном порту, то это один из самых простых случаев.

При составлении грузового плана необходимо пользоваться самой точной информацией о размерах и объемах грузовых трюмов, твиндеках, максимально допустимой нагрузке на один квадратный метр палубы трюма, твиндеков и если планируется погрузка на крышки трюмов, то и крышек. В некоторых случаях может потребоваться схема расположения топливных танков, особенно с тяжелым топливом, которое обычно подогревается и поэтому переборки в трюмах в местах расположения топливных танков также нагреваются.

Грузы, морская перевозка которых осуществляется в соответствии с международными конвенциями и соглашениями, необходимо размещать на судне руководствуясь данными документами. Перечислим основные из данного вида конвенций и соглашений:

  1. Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS – 74), Глава VI – Перевозка грузов, Глава VII – Перевозка опасных грузов.
  2. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью.
  3. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы.
  4. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (Cargo Stowage and Securing Code).
  5. Международный морской кодекс по опасным грузам (IMDG Code).
  6. Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (International Maritime Solid Bulk Cargoes Code – IMSBC Code).
  7. Кодекс безопасной практики для безопасной погрузки и выгрузки балкеров (Code of Safe Practice for the Safe Loading and Unloading of Bulk Carriers (BLU Code).
  8. Международная конвенция по безопасным контейнерам (International Convention for Safe Containers – CSC).
  9. Международный кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в упаковке на судах (IAD Code).

Очень много полезной информации об отдельных грузах и правилах их размещения, укладки, крепления, и обеспечения сохранной перевозки можно получить в следующих книгах:

  1. Л.Р. Аксютин. Грузовой план судна.
  2. Thomas’ Stowage. The Properties and Stowage of Cargoes.
  3. Captain L.G. Taylor. Cargo work. The Care, Handling and Carriage of Cargoes.
  4. The Nautical Institute. Bulk Carrier Practice.
  5. Капитан В.Н.Филимонов. Расчет посадки и дифферента грузовых судов.

Собрав и обобщив всю информацию по предъявленным к перевозки грузам, определяют необходимость использования сепарационных материалов и рассчитывают какое количество каждого типа сепарации потребуется для безопасной укладки груза. Вычисляют объем и вес сепарации для того чтобы учесть его объем и вес при вычислении количества и объема груза которое можно разместить на судне.

Последовательность составления грузового плана:

  1. Первое, что необходимо выяснить это предельно допустимую осадку для данного рейса. Осадка может лимитироваться: сезонной грузовой маркой, максимально разрешенной осадкой в порту захода или выгрузки, максимальными глубинами в каналах, на фарватерах, в проливах, которыми предстоит пройти судну на пути к порту или портам выгрузки.
  2. Рассчитывают время необходимое для плавания до порта выгрузки или ближайшего места бункеровки топливом и/или водой, принимая во внимание возможные задержки из-за штормовой погоды или ледовой обстановки.
  3. Определяют количество топлива, смазочного масла и питьевой воды, необходимых для предстоящего рейса или для перехода до ближайшего места где планируется бункеровка. Также необходимо принять во внимание количество топлива или воды которое планируется принимать в предстоящем месте бункеровки. Это необходимо сделать чтобы оставить запас дедвейта и не утопить грузовую марку.
  4. Затем на грузовой шкале, по осадке определяют дедвейт судна.
  5. Из полученного дедвейта вычитают вес сепарации, топлива, масла, воды, других запасов, находящихся на бору, если, как упоминалось, планируется бункеровка в пути следования, то вес планируемого к приему топлива, а также вычитают константу. Получили вес груза, который можно погрузить на судно на допустимую осадку.
  6. Если груз объемный, то необходимо убедиться, что его объем не превышает объем грузовых помещений. Для этого объем трюмов делят на удельный погрузочный объем и получают вес груза, который можно погрузить в трюм при таком удельном погрузочном объеме. Например, планируется погрузка 10000 тон кукурузы с удельным погрузочным объемом 50 куб. футов на тонну, объем трюмов 14850 куб. метров. Вычислить объем груза. Решение: Переводят куб. футы в куб. метры на тонну, для этого 50 делят на 35,88 и получают 1,39 куб. метра на тонну. Затем 10000 умножают на 1,39 и получают 13900 куб. метра. Сравнивают с объемом трюмов и делают вывод, что даже с учетов возможных пустот под палубой, груз можно разместить в трюмах судна. Если груз не однородный, то в этом случае необходимо суммировать объемы всех партий груза и сравнить с объемом грузовых помещений.
  7. Далее распределяют груз по трюмам в соответствии с последовательностью портов выгрузки и возможной дополнительной погрузкой в последующих портах. Вниз грузят груз на последние порты выгрузки, а выше размещают в зависимости от очередности портов захода.
  8. Распределив груз по трюмам, проверяют соответствие нагрузки груза на палубы и твиндеки максимально допустимой. Для этого вес груза в грузовом помещении, делят на площадь палубы трюма или твиндека, на который погружен груз и получают нагрузку на один квадратный метр палубы или твиндека, и сравнивают с максимально допустимой нагрузкой, которая дана в судовой документации для грузовых трюмов, твиндеков и крышек трюмов. Например, в трюм планируется погрузить 1500 тон груза, размер палубы трюма 25 х 22 метра = 550 кв.м, допустимая нагрузка на один квадратный метр палубы 13 тон на 1 кв.м. Решение: 1500 делят на 550 и получают 2,73 тонны на один кв. метр палубы трюма. Так как полученное значение меньше максимально допустимой нагрузки, то груз может быть погружен без опасности нанести повреждения судну. При погрузке тяжеловесных грузов необходимо проверять какую нагрузку создает отдельный тяжеловес. Например, трансформатор весом 110 тон, основание размером 7 х 1,8 м. Вычислить какую нагрузку создает трансформатор на 1 кв. метр. Решение: 110 делим на 12,6 и получаем 8,73 тонны на 1 кв. метр палубы трюма. Сравниваем с максимально допустимой нагрузкой и делаем вывод можно грузить или нет.
  9. При составлении грузового плана не обходимо учитывать объем сепарации, особенно если необходимо максимально заполнить объем грузовых помещений.
8+