Грузовой план контейнеровоза

 

Грузовой план контейнеровоза отличается от грузового плана других сухогрузных судов тем, что позиции, в которые могут быть погружены контейнера, указаны на грузовом плане.

Обычно грузовой план составляется планером судна на берегу и присылается на судно до прихода судна в порт, с тем чтобы грузовой помощник заранее проверил план на соответствие всем критериям. Проверенный и откорректированный грузовым помощником план отсылается планеру.

На некоторых линиях план не присылается на судно, а после швартовки на борт приходит планер с терминала и приносит флэшку с планом, который тут же загружается на грузовой компьютер, и грузовой помощник проверяет план и прямо при планере вносит необходимые изменения.

На некоторых региональных линиях, на которых работают небольшие фидерные контейнеровозы, составление грузового плана может быть полностью возложено на грузового помощника капитана. В этом случае на судно присылается или приносится агентом, или представителем контейнерного терминала список контейнеров и грузовой помощник вручную заносит все данные в грузовую программу в соответствии с последовательностью портов захода и всех критериев погрузки и остойчивости.

В настоящее время на всех контейнеровозах установлены компьютеры с грузовой программой. Существует множество грузовых программ, однако трудностей обычно не возникает, так как все они похожи, и понимая основные принципы, грузовые помощники обычно быстро осваивают новую программу.

Грузовой план контейнеровоза составлен на основании судового чертежа, называемого Capacity plan, то есть плана расположения позиций, предназначенных для размещения контейнеров на борту данного судна. На рисунке ниже приведен пример такого плана фидерного контейнеровоза. Очевидно, что чем больше размеры контейнеровоза, тем больше будет позиций для погрузки контейнеров.

На грузовом плане контейнера предназначенные для выгрузки в одном порту окрашиваются одним и тем же цветом, например, на рисунке ниже контейнера погруженные на бэй 1, 3 и 5 предназначены для выгрузки в порту Гамбург и окрашены в красный цвет, а контейнера погруженные на бэй 14 предназначены для выгрузки в порту Гавр и окрашены в голубой цвет.

В трюме № 1 на бэй 1 погружены 20-ти футовые контейнера, а бэи 3 и 5 занимают 40-ка футовые контейнера, поэтому на бэй плане ячейки бэя 3 отмечены красным цветов, а ячейки бэя 5 крестиками, что означает 40-ка футовый контейнер.

В трюме № 2 на бэй 14 погружены 40-ка футовые контейнера и соответственно ячейки бэя 13 окрашены голубым цветом, а бэя 15 отмечены крестиками.

На плане обычно указывается какой цвет соответствует каждому порту выгрузки.

Ячейки в которые контейнера не погружены остаются пустыми и следовательно не окрашиваются.

В грузовой программе наведя курсор на нужную ячейку и кликнув по ней мышкой, откроется окно с информацией контейнера.

Контейнера с опасными грузами необходимо размещать в соответствии с правилами сегрегации, в котором указываются требования совместимости для каждого класса опасности. Требования сегрегации необходимо неукоснительно соблюдать, так как нарушение правил сегрегации может привести к пожару, гибели людей, груза и судна, и загрязнению окружающей среды. Кроме того, во многих портах служба портового контроля осуществляет контрольные проверки правильного размещения опасных грузов на судне и выполнение требований правил сегрегации. За выявленные нарушения накладываются весьма высокие штрафы, судно может быть задержано и в любом случае опасные груз должен быть перегружен и размещен в соответствии с правилами сегрегации.

1+