Чартер «Дженкон»

 

Всеобщий универсальный чартер, кодовое название «Дженкон», пересмотрен в 1922 и в 1976 гг.

 

Несмотря на все увеличивающиеся перевозки грузов в контейнерах и на линейных условия, большой количество генеральных грузов все еще перевозится на условиях рейсовых чартеров, в частности Чартера «Дженкон». Во время перевозки достаточно часто происходят различные повреждения груза, которые в некоторых случаях обнаруживаются только под конец выгрузки. Судовладельцу зачастую бывает довольно трудно доказать свою невиновность и, следовательно, ограничить свою ответственность. В чартере «Дженкон» имеется оговорка, которая позволяет, при умелом ее применении, значительно уменьшить размер ответственности судовладельца.

В Части I данного чартера имеется Пункт об ответственности судовладельца:

29. «Судовладельцы несут ответственность за утрату груза, или причинение ему повреждений, или за задержку в сдаче груза только в случае, если эта утрата, ущерб или задержка были вызваны неправильной, либо небрежной укладкой груза …»

41. «Ущерб, причиненный соприкосновением с другим грузом, утечкой, запахом или испарениями другого груза, или способностью другого груза воспламеняться     или     взрываться, или недоброкачественной упаковкой другого груза, не должен считаться вызванным неправильной или небрежной укладкой, даже если этот ущерб вызван именно по этой последней причине …»

Смысл оговорки 41 заключается в следующем.

Например, на судно погрузили груз стали. Во время погрузки шел дождь и в трюмах скопилось достаточно большое количество воды. До прихода в порт выгрузки воду откачали. В порту выгрузки, в самом конце грузовых операций, обнаруживается, что нижний ряд стали загрязнен нитратами. Хотя судовладелец знает, что судно несколько раз перевозило удобрения и не смотря на замывку, удобрения могли остаться в трюмах судна, в льялах или других труднодоступных местах, он заявляет, что загрязнение груза стали нитратами, произошло во время ее транспортировки к месту погрузки и / или во время хранения стали на складе временного хранения или при других обстоятельствах из-за контакта с грузом нитрата аммония. В данном случае ответственность судовладельца будет значительно уменьшена и размер выплат будет минимальным, может быть даже ограничится размером франшизы. К примеру, первоначально выставленные убытки за повреждение груза цинка нитратами, в размере 1 миллиона 200 тысяч долларов США, были уменьшены до 90 тысяч долларов, в результате применения оговорки 41 об ограничении ответственности судовладельца за ущерб, причиненный соприкосновением с другим грузом. Разница очевидна.

Как видим, иногда полезно, читать условия чартеров, напечатанные мелким почерком и на первый взгляд, кажущиеся несущественными.

19+