Учебная пожарная тревога

 

 

В Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море -СОЛАС/74 (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS/74), Глава III– «Спасательные средства и устройства», Часть В – «Требования к судам и спасательным средствам», Правило 3 – «Учения», в параграфе 3.5 «Учения по борьбе с пожаром», содержатся требования, предъявляемые к учебным тревогам по борьбе с пожаром.

Данные требования сводятся к следующему:

1. Судовые учения по борьбе с пожаром должны проводиться не реже одного раза в месяц.

2. Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы действительно на судне был пожар.

3. Учения должны планироваться и проводиться с таким расчетом, чтобы периодически проигрывать сценарий тушения пожаров в разных помещениях судна и в различных условия.

4. Каждое учение должно планироваться и для него должен составляться конкретный сценарий.

5. Во время каждого учения по борьбе с пожаром, кроме всего прочего обязательно должны выполняться:

— прибытие членов экипажа к местам сбора и их подготовка к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

— пуск пожарного насоса с подачей воды как минимум к двум подсоединенным к пожарной магистрали пожарным рукавам с подсоединенными стволами и проверка фактического напора в открытом пожарном стволе;

— проверка снаряжения пожарного, включаю индивидуальные дыхательные аппараты и другое личное спасательное снаряжение;

— проверка средств связи;

— проверка работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;

— проверка необходимых мер и устройств, которые могут быть задействованы для последующего оставления судна.

6. После завершения учебной тревоги по борьбе с пожаром, все противопожарное оборудование, используемое вовремя учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к немедленному использованию, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные вовремя учений, должны быть устранены как можно быстрее.

7. После этого проводится разбор учебной тревоги, на котором рассматриваются действия всех участников и обращается внимание, как на то, что было сделано правильно, так и на недостатки. Всем желающим предоставляется право высказать свое мнение.

8. После этого делается запись в судовой журнал о проведенной тревоге.

9. Кроме записи в судовой журнал, как правило, необходимо заполнить форму о проведении учебной пожарной тревоги, так называемый Drill Report.

 

Кроме того во время проведения учебных тревог по борьбе с пожарами необходимо также проверять следующее:

 

— Запускать аварийный пожарный насос при разных вариантах посадки судна, чтобы удостовериться, что при любой осадке судна носом, насос способен подать требуемое количество воды в пожарную магистраль. На некоторых судах в балласте или при минимальном количестве балласта аварийный пожарный насос не в состоянии сразу подать воду в систему. Это необходимо знать и учитывать, особенно при предъявлении работоспособности насоса классификационному обществу и инспектору портового контроля.

— Запас воздуха в воздушных баллонах дыхательных аппаратов до начала работы в них должен обеспечить безопасную работу в них в течение не менее 30 минут.

— Во время проведения учебных тревог по тушению пожара опасных грузов, необходимо осуществлять их тушение в строго соответствии с процедурами, указанными в Аварийных карточках, содержащихся в Дополнении к Кодексу ММОГ (TheEmSGuide. Emergency Response Procedures for Ships Carrying Dangerous Goods. SupplementtotheIMDGCode). Необходимо иметь в виду, что некоторые опасные груз, при попадании на них забортной воды легко воспламеняются, а некоторые взрываются.

— Следует периодически проводить тренировки по приведению в действие   систем объёмного пожаротушения для тушения пожара в машинном отделении и других помещениях судна, которые оборудованы ими.

— Проводить тренировки по приведению в действие быстрозапорных клапанов на топливных системах главного двигателя, вспомогательных дизель-генераторов и котлов.

— Проводить регулярные тренировки по запуску аварийного дизель-генератора, чтобы каждый член экипажа умел самостоятельно выполнить его запуск.

— Проводить регулярные тренировки по приведению в действие различных видов переносных пожарных огнетушителей и пенных аппликаторов.

— Проводить регулярные тренировки со всеми видами пожарных средств, которые указаны в судовым Наставлении по подготовке персонала к борьбе с пожаром. (FireSafetyTrainingManual), которое должно быть на каждом судне в соответствие с требованием Конвенции СОЛАС, Глава II, Правило 2/15.2.3.

фотофотофото

Действие пжарного расчета в защитных костюмах и дыхательных аппарата.

фото

Проверка напора в пожарном рукаве со стволом.

фотофотофото

Тренировка по применению переносного порошкового огнетушителя.

фотофото

Тренировка по применению пенного аппликатора.

фото

Тренировка по тушению пожара в контейнерах на палубе.


Автор капитан В.Н. Филимонов

7+