Спуск спасательных шлюпок

В случае гибели судна и необходимости покинуть его, безопасность членов экипажа и пассажиров, зависит от многих объективных и субъективных факторов. В числе прочих, к ним относятся: техническое состояния корабля; исправность оборудования и устройств; наличие и состояние спасательных средств; уровень теоретических знаний и компетенций у капитана и его помощников; степень овладения практическими навыками капитаном и его помощниками; соблюдение судовладельцем и членами экипажа требований руководящих документов; понимание капитаном и его помощниками моральной ответственности за возможные последствия от несоблюдения ими руководящих документов и хорошей морской практики; подготовка членов экипажа к действиям в аварийных ситуациях; умения пользоваться спасательными средствами; пригодность, способность и подготовленность капитана, в экстремальных и стрессовых ситуациях, принимать решения, порой весьма жесткие. От комбинации перечисленных и многих других факторов, будет зависеть способность остаться в живых или погибнуть.

В настоящее время большинство торговых судов оборудованы спасательными шлюпками, спускаемыми методом свободного падения, так называемыми free-fall lifeboats.  Они должны быть постоянно готовы к немедленному спуску. Для проверки их готовности, Конвенция СОЛАС предписывает осуществлять спуск шлюпок на воду и их маневрирование с членами экипажа, через интервал не превышающий 3 месяца. Для шлюпок, спускаемых методом свободного падения, предписано через интервал, не превышающий 6 месяцев, спускать шлюпку именно методом свободного падения. То есть раз в 3 месяца спускают краном или рампой, а раз в 6 месяцев свободным падением. При этом, в шлюпке должно находиться, минимальное количество членов экипажа, необходимое для обеспечения безопасного маневрирования шлюпки на воде и для ее подъема на борт суда.

Спасательные шлюпки необходимо спускать для того чтобы: проверить работу спускного устройства; исправность системы охлаждения шлюпочного двигателя; тренировки членов экипажа. Не во всех портах и не во всякую погоду в море, имеется возможность спустить спасательные шлюпки. Однако всегда можно выбрать подходящий порт и погоду в море и выполнить требования Конвенции и свои должностные обязанности. Все оправдания, что нельзя, без риска для членов экипажа, осуществить спуск шлюпки, как это требуется Конвенцией, полностью не состоятельны. Все без исключения моряки, проходят подготовку в береговых тренажерных центрах, а на судах, каждый месяц, принимают участие в учебных тревогах и тренировках. При надлежащей организации, подготовке и руководстве командным составом судна, спуск шлюпки можно осуществить безопасно для всех задействованных в данной операции участников.

 Спасательная шлюпка готова к спуску

Гак отдан и шлюпка пошла вниз

В свободном полете

Шлюпка входит в воду

Погружение

Всплытие

Шлюпка должна по маневрировать на воде для тренировки моряков и проверки работоспособности двигателя и рулевого устройства.

Рампа готова к подъему шлюпки на борт судна.

Шлюпка задним ходом подходит под рампу.

3+