Покраска спасательной шлюпки

 

Покрытие полностью закрытых спасательных шлюпок из стеклопластика, примерно через 10 – 15 лет, выгорает, покрывается не смываемыми подтёками ржавчины, загрязняется пятнами от смазки, а также от применяемых моющих средств. Внешний вид шлюпки становится неопрятным и вызывает не только вопросы у проверяющих судно инспекторов Регистра и портового контроля, но и начинает раздражать даже самых «стрессоустойчивых» моряков.

У многих моряков до сих пор имеются сомнения в вопросе можно или нет красить спасательные шлюпки из стеклопластика. Да окрашивать такие шлюпки можно и необходимо, потому что окрашенная в яркий оранжевый цвет шлюпка обнаруживается на большем расстоянии, чем та на которой краска выцвела.

Для окраски используется ярко оранжевая краска. На каждом судне применяется краска определенного производителя и поэтому самый простой способ — это включить требуемую краску в очередную заявку на краску. Желательно указать в примечании, что краска предназначена для покраски спасательной шлюпки из стеклопластика. Название краски звучит примерно так: Marine Boat Gloss RNLI Lifeboat Orange Paint for Fibreglass.

Когда краска будет получена необходимо ознакомиться с инструкцией по её применению и о мерах безопасности при покраске. Если краска подходит, то необходимо тщательно проработать весь процесс покраски шлюпки.

Заранее необходимо сделать фотографии всех надписей на спасательной шлюпке и вырезать соответствующие трафареты, чтобы после того, как новая краска высохнет сразу нанести такую же маркировку.

Так же необходимо измерить общую длину полос светоотражающего материала и сделать на неё заказ.

Спасательные шлюпки могут быть самосбрасываемые или спускаемые на вываливающихся шлюпбалках.

Самосбрасываемые шлюпки всегда установлены под значительным наклоном и как правило, доступ к ним для выполнения покрасочных работ значительно затруднен и опасен. Поэтому для их окраски необходимо выполнить Оценку рисков (Risk Assessment) и выписать матросам разрешение на выполнение работ на высоте и за бортом (High work permit; Overside work permit). Для работ необходимо использовать защитные и страховочные средства.

Прежде чем приступить к работам на шлюпке её необходимо закрепить, чтобы исключить любую возможность самопроизвольной отдачи или спуска. Однако любые дополнительные крепления должны быть такими, чтобы спасательную шлюпку можно было легко приготовить к спуску.

Все задействованные в работах моряки должны пройти инструктаж по технике безопасности, который проводит старший помощник капитана или лицо официально ответственное за соблюдение Правил техники безопасности на судне, и назначенное приказом.

Перед покраской шлюпки с неё необходимо удалить загрязнения типа кусочков смазки, которая может попасть с тросов или шкивов рампы, или крана, а затем тщательно вымыть шлюпку пресной водой без моющих средств.

После того как шлюпка обсохнет рекомендуется обклеить смотровые стекла, дверные петли и другие не окрашиваемые детали шлюпки бумажной липкой лентой. После этого можно приступать к её покраске.

Как правило достаточно покрасить только верхнюю часть шлюпки, расположенную выше привального бруса или кранца. Подводная часть, во-первых, меньше выгорает, а во-вторых, она имеет очень гладкую поверхность и без специальной обработки краска с неё вернее всего облезет или начнёт шелушиться. Однако если краска предназначена для нанесения на скользкие и специально не обработанные поверхности, то можно и покрасить, всё будет зависеть от материала спасательной шлюпки. Но ещё раз повторим, что в принципе достаточно покрасить только надводную часть, это уже значительно улучшит её внешний вид.

Покраску осуществляют валиками и где необходимо подкрашивают кисточками. В зависимости от типа применяемой краски, некоторые места на шлюпке может потребоваться прокрасить два, а то и три раза.

После того как краска высохнет при помощи трафаретов наносят обязательную маркировку.

Требования к маркировке спасательных шлюпок указаны в Международном Кодексе по спасательным средствам (LSA Code), Глава IV– Спасательные шлюпки и плоты, Параграф 4.4 – Общие требования к спасательным шлюпкам, пункт 4.4.9 – Маркировка спасательных шлюпок:

1) Число людей по одобренной для спасательной шлюпки вместимости, должно быть нанесено четким шрифтом несмываемой краской.

2) Название судна и порт приписки должны быть нанесены на каждом ее борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита.

3) Средства опознавания – какому судну принадлежит шлюпка и её номер – должны быть нанесены таким образом, чтобы они были видны сверху.

Нанесение всей остальной маркировки, в том числе размеры шлюпки и так далее, по желанию или в зависимости от требований Классификационного общества. На судах под флагом РФ название судна и порт приписки должны быть нанесены ещё и русскими буквами.

После этого наклеивают полосы светоотражающего материала. Требования к нанесению светоотражающего материала приведены в Резолюции ИМО А.658 (16) «Использование и установка светоотражающих материалов на спасательных средствах»от 19 октября 1989 года:

1. Светоотражающие материалы должны быть установлены на верхней части фальшборта, а также на борту шлюпки, насколько возможно ближе к фальшборту. Материалы должны быть достаточной ширины и длины, чтобы обеспечить минимальную площадь 150 см2, и должны быть расположены через достаточные промежутки (приблизительно 80 см от центра до центра).

2. В случае частично закрытых или полностью закрытых спасательных шлюпок такие материалы должны быть размещены следующим образом:

а. Для обнаружения горизонтально направленными световыми лучами — через достаточные промежутки на половине высоты между фальшбортом и верхней частью закрытия.

б. Для обнаружения вертикально направленными световыми лучами — через определенные промежутки вокруг наружной поверхности горизонтальной части верха закрытия.

После завершения всех работ спасательную шлюпку необходимо осмотреть и привести её в обычное состояние немедленной готовности.

Сделать запись в журнал технического обслуживания спасательных средств и сделать фотографии шлюпки.


Автор капитан В. Н. Филимонов

2+